ВАРИАНТ 4 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Py_кий (средневековый город (во)многом отл_чался от (западноевропейского. 2. Он всегда
строился свободно и пр_сторно. 3. Иностранц_в пор_жала (М,м)осква. 4. Они сч_тали что она по
размерам пр_восходит крупнейшие города (Е,е) вропы. 5. Обширные дворы бе_крайние огороды
(не)об_ятные пустыри делали ее похож й на большую деревню. 6. В (западноевропейских
городах (не)большие каме_ые дома тесно л_пились друг к другу и созд_вали (не)пр_рывную
стенку. 7. Из(за) т_сноты они выр_стали в дватри этажа. 8. Любой (средневековый руцкий город
можно назвать деревя_ым. 9. Боr_тейшие запасы лесов на (Р.p)уси давали пр_красный
стр_ительный матер_ал. 10. Но пожары главная угроза деревя_ых построек. 11. Долгое время
даже главная площадь (М,м)осквы в память о страшном пожаре тысяч четырест_ девяност
треть (1493) года называлась Пожар. 12. Первый каме_ый жилой дом по_вился в Москве в
середине п_тнадцат_ века.
(По Ю.Рябцеву «Путешествие в Древнюю Русь»)
Выполните задания.
1. Из предл. 5-10 выпишите слово-пример к правилу: «В корнях -раст- - -ращ- - -рос- пишется а
перед ст или щ, 0 - если нет стщ»
2. Из предл. 4-6 выпишите слово(-а), правописание которого(-ых) определяется правилом: «Не с
существительными, прилагательными и наречиями пишется слитно, если слово без не не
употребляется»
3. Из предл. 3-7 выпишите слово с приставкой, правописание которой определяется правилом: «.
конце приставки пишется с перед глухим согласным»
4. Из предл. 6-9 выпишите слово-исключение к правилу: « суффиксах прилагательных -ан- - -ян-
пишется одна буква н»,
5. Из предл. 1-5 выпишите слова, правописание которых определяется правилом: «Сложные
прилагательные пишутся слитно, если образованы от подчинительных словосочетаний»
6. Из предл. 4-7 выпишите слово с разделительным ъ
7. Выпишите номер предложения с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым».
8. Среди предл. 1-7 найдите простое предложение с однородными подлежащими.
9. Выпишите номер сложноподчиненного предложения.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 10
2. Подобрать к заголовку «Галчонок» имя прилагательное, отражающее основную мысль текста.“ Неопытный галчонок”
3. Определить тип речи.повествование
4. Составить план текста:
1.Самый шумный галчонок
2.Голчонок везде первый
А)Собачонка,
Б)Научился летать
В)Упал в ручей, Мама галчонка
3.Голчонок сушится на солнышке.
5. Объяснить пропущенные орфограммы.
Безударные гласные в корне слова, мягкий разделительный знак.
6. Доказать, что слово ХОЛОДНУЮ (4 предложение) – имя прилагательное.
Водичку (какую?) холодную
7. Распределить имена существительные на три группы:
1 склонение
Букашки
Собачонку
Водичку
Пригорочке
2 склонение
Галчонок
Жучки
Червячки
Ручью
Камешек
Крылышко
Берег
Солнышке
3 склонение
Жизни
8. Выписать из восьмого предложения все имена существительные. Определить их падеж. Выделить окончания.
(Окончания выделяю жирным шрифтом)
Мать(И.п, нулевое окончание), галчонка(В.п), клювом(Т.п), крылышко(В.п), берег(В.п, нулевое окончание).
9. Просклонять существительное ЖИЗНЬ. Выделить окончания.
И.п: Жизнь
Р.п: Жизни
Д.п: Жизни
В.п: Жизнь
Т.п: Жизнью
П.п: о жизни
10. Выписать словосочетания «прилагательное + существительное». Задать вопрос и выделить окончания.
водичку (какую?) Холодную
Объяснение:
Дальше сам не сделал
1) По берегам небольшой речки растёт осина.На таких реках бобры ставят свои плотины. Осина кормит многих лесных жителей. Часто к осинам подбегают зайцы.( В предложениях выделены грамматические основы: подлежащее и сказуемое).
2) единственное число: осина, речки (Р.п), осина, кору, вкусу, оленю, лосю, пору;
множественное число: берегам, реках, бобры, плотины, жителей, осинам, зайцы, веточки.
3) глаголы: растет, ставят, кормит, подбегают, любят, выручает.
Объяснение: подлежащее отвечает на вопрос кто? что? сказуемое - что делать? что сделать?