VI.Сложное предложение. ми Прочитайте. Определите тему текста.
Как работает мес…ная власть?
онда
(1)Россия демокр…тическое г…сударство. (2)Это знач…т что власть в стр…не принадлежит н…роду. (3)Но все люди сразу (не) могут упр…влять. (4)Поэтому они выб…рают предст…вителей - д…путатов. (5)Это ж…тели тех же гор…дов и сёл, которые знают о пр…блемах своих з…мляков. (6)Они хор…шо разб…раются во многих в…просах и хотят п…мочь людям. (7)Из д…путатов обр…зуются мес…ные органы власти. (8)Они обсуждают и р…шают конкретные дела: как улучшить работу з…вода? (9)Как п…высить ур…жай з…рна? (10)Где найти средства на р…монт д…роги? (11)Сколько новых школ п…строить? (12)И ещё много важных пр…блем, о которых д…путаты узн…ют от граждан.
(Е. Симонова)
(неа
Какие предложения по цели высказывания и интонации представлены в тексте? Какова функция вопросительного знака в предложениях? (Обратите внимание, как пунктуационно оформляется эта часть текста. ) Подумайте, какова роль двоеточия в данной части текста.
• Прочитайте предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже. Какой знак
препинания должен разделять главные члены? X • Найдите все сложные предложения, проследите, как связаны в них
простые части и как разделяются. Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
• Произведите синтаксический разбор предложения 1, начертите его
схему. йыта л мин доп Составьте и запишите предложение, в котором союз И будет соеди- (вобо нять две грамматические основы.
Утром, когда мама ушла на работу, мы остались с братом одни. Тогда мне было 8 лет,а братику 4 года. После того, как мы маме из окна, мы стали думать,во что же нам поиграть.Решили пособирать пазлы, но это быстро надоело. И тогда я вспомнила,что где-то на кухне стоит банка с вареньем.Я поделилась своей идеей с братом, и он меня поддержал, ведь мы с ним еще те сладкоежки.Банка стояла на самой верхней полке, чтобы до нее достать, пришлось встать на стул.И я почти достала эту банку, но тут она выскользнула у меня из рук и разбилась. Сразу прибежал братик и мы стали думать, что мы скажем маме.
Наконец-то пришла мама.И мы сразу же рассказали ей про банку с вареньем.Мама не рассердилась,а похвалила нас,за то что мы рассказали правду, но и отчитала за то что без спросу брать нельзя.Вечером мама решила сварить новое варенье,я ей а братик смотрел.Потом, мы сели пить чай и долго болтали обо всем на свете.
- Ах! Что же здесь случилось?!- всплеснула она руками.
-Да я.… Да Бонька.… А пирог.…А варенье…- всхлипывал я.
- Подожди, дружочек, прекрати плакать, объясни спокойно,- сказала мама.
Тогда я ей рассказал, как Бонька меня дразнил, и как я банку пытался достать, и как она разбилась, и все, все, все. Я сидел у мамы на коленях, а она гладила меня по голове и успокаивала. После того, как я окончил свой рассказ, она ласково улыбнулась и сказала:
-Успокойся, глупенький, не стоит так расстраиваться из-за разбитой банки. Если в пирог положить целые ягоды, а не варенье, он не станет хуже.
-И гости не останутся голодными и не станут тебя ругать? Если они будут сердиться, ты мне скажи, я тебя защищу, скажу, что это я виноват,- серьезно сказал я.
-Ах, ты мой защитник, не думаю, что они будут ругаться, но все равно засмеялась мама.
Я был очень рад, что она не стала меня наказывать, а пирог и с ягодами получился очень вкусным. Кстати, Бонька так напугался упавшей банки, что до самого вечера просидел под диваном в гостиной.