Деепричастный оборот, примеры предложенийсинтаксические нормы. построение предложения с деепричастием. запятые, обособление. деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. всегда обособляется. отвечает на вопрос «что делая? » или «что сделав? ». действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года. деепричастие — это самостоятельная часть речи в языке, которая обозначает добавочное действие при основном. в этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). отвечает на вопросы что делая? что сделав?если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами. правило. при использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве предложения с деепричастным оборотом (примеры) я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз. она ушла, не закрыв за собой дверь. мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей. гусь, увидя детей, улетел. все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить. ловушка! деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях: если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (нельзя, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»! ) если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения. посмотрев в окно, мне стало грустно (нельзя, так как есть дополнение мне) если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не :убежав из дома, мальчик был найден (нельзя, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди! ) синтаксические нормы. алгоритм действий. 1) в обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав? ) 2) выдели в каждом варианте основы. 3) если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому. 4) если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже. 5) соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием. 6) тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным. разбор . укажите грамматически правильное продолжение предложения. не рассчитывая на , 1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с . 3) самостоятельность важна. 4) учебник лучше справиться с трудным материалом. находим деепричастие: не рассчитывая на – что делая? не рассчитывая. в каждом варианте найдем грамматическую основу: 1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с . 3) самостоятельность важна. 4) учебник лучше справиться с трудным материалом. соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на ? это не силы, не самостоятельность и не учебник. только ученики могут справиться с и не рассчитывать на . правильный ответ – вариант №2. также посмотрите видео, если что-то непонятно.потренируйся. 1. укажите грамматически правильное продолжение предложения. анализируя поэму пушкина «полтава», 1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений. 2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений. 3) современники поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями. 4) она была принята критиками без восторга. 2. укажите грамматически правильное продолжение предложения. начиная работу с текстом, 1) у нас завязался спор. 2) постарайтесь внимательно прочитать его. 3) мной был неверно определен размер. 4) учениками часто не учитывается деление на абзацы. 3. укажите грамматически правильное продолжение предложения. выстроившись в колонны, 1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь. 2) длина их может достигать 100-200 метров. 3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход. 4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев. ответы: 3, 2, 3.
из года в год, изучая периода великой отечественной войны, мы знакомимся с новыми и новыми ее героями: партизанка зоя космодемьянская, летчик-истребитель александр покрышкин, стрелок – автоматчик александр матросов. они совершили подвиг во имя светлого будущего. их знают все, их помнят, их именами называют улицы, им возводят памятники. а если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? кто он – герой великой отечественной войны?
он – простой солдат, рядовой или рангом повыше. его именем не называли переулков. возможно, его семья так и не узнала, где его могила. или в лучшем случае его фамилия мелькнула в тысяче других на стеле «мы вас помним». солдат, чья жизнь стала крохотной лептой в дело освобождения страны от захватчиков. солдат, чья смерть осталась незамеченной в бешеном грохоте разорвавшихся снарядов. однако, это не умаляет его подвига. он, стиснув зубы, шел на врага. он бился до последнего вздоха. он, корячась от боли, выгрызал мирное и счастливое будущее своих детей.
кто это был? возможно 14-летний мальчишка-партизан, ловко заманивавший врагов в ловушку, или 25-тилетний парень, только что оставивший свою жену и новорожденного ребенка, зная, что возможно их больше не увидит, стрелявший из окопа по оккупантам. возможно, и зрелый отец семейства, воюющий рядом со своими сыновьями.
мы никогда не узнаем этого наверняка, как не узнаем их имена. они останутся лишь сухой статистикой потерь, которую умные ученые составят чуть позже, а то и вовсе растворятся в безликих цифрах. но мы знаем, что они тоже – герои! они никогда не исчезнут из сердец и памяти своих близких. а мы всегда будем им, ведь умирать, защищая свою страну до последнего – это и есть настоящий !
источник:
из года в год, изучая периода великой отечественной войны, мы знакомимся с новыми и новыми ее героями: партизанка зоя космодемьянская, летчик-истребитель александр покрышкин, стрелок – автоматчик александр матросов. они совершили подвиг во имя светлого будущего. их знают все, их помнят, их именами называют улицы, им возводят памятники. а если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? кто он – герой великой отечественной войны?
он – простой солдат, рядовой или рангом повыше. его именем не называли переулков. возможно, его семья так и не узнала, где его могила. или в лучшем случае его фамилия мелькнула в тысяче других на стеле «мы вас помним». солдат, чья жизнь стала крохотной лептой в дело освобождения страны от захватчиков. солдат, чья смерть осталась незамеченной в бешеном грохоте разорвавшихся снарядов. однако, это не умаляет его подвига. он, стиснув зубы, шел на врага. он бился до последнего вздоха. он, корячась от боли, выгрызал мирное и счастливое будущее своих детей.
кто это был? возможно 14-летний мальчишка-партизан, ловко заманивавший врагов в ловушку, или 25-тилетний парень, только что оставивший свою жену и новорожденного ребенка, зная, что возможно их больше не увидит, стрелявший из окопа по оккупантам. возможно, и зрелый отец семейства, воюющий рядом со своими сыновьями.
мы никогда не узнаем этого наверняка, как не узнаем их имена. они останутся лишь сухой статистикой потерь, которую умные ученые составят чуть позже, а то и вовсе растворятся в безликих цифрах. но мы знаем, что они тоже – герои! они никогда не исчезнут из сердец и памяти своих близких. а мы всегда будем им, ведь умирать, защищая свою страну до последнего – это и есть настоящий !