Внимательно прочитайте отрывок из романа «Школа жизни» Сабита Муканова. Расставьте предложения в правильном порядке. Определите идею отрывка. Укажите абзац, в котором содержится идея текста. Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения.
1. Я сам пережил немало таких ночей и под обаянием домбры Мухаммедкали предавался прекрасным мечтам. Неповторимы эти ночи!
2. Меня неудержимо влекли веселый нрав и чудесное искусство Мухаммедкали. Как он играл!
3. Особенно нежно и задушевно звучала его домбра ночной порой. Вспоминаю безлунную ночь, когда в глубоком сне давно уже притих аул. В этот час из небольшой кибитки музыканта доносится мелодия знакомой песни и захватывает душу.
Если в такую ночь вы проберетесь в кибитку Мухаммедкали, он совсем не заметит вас, не оторвется от своей мечты, не окликнет вошедшего, а будет продолжать игру, извлекая из струн трогательные и волшебные звуки. А вошедший молча сядет у порога и будет внимать музыке, растворяя в ней свою душу. С детства знакомая песня успокаивает тебя, наполняет сердце неизъяснимой и кроткой радостью.
машины выступают одним из главных источников загрязнения окружающей нас среды. Выхлопные газы оказывают негативное влияние как на окружающую среду , так и на человека. В ходе продолжительного вдыхания ежедневно этих газов влечет негативные последствия для организма такие как головокружение и головную боль, тошноту и обмороки. Это происходит из за входящих в состав этих газов оксид углерода и угарный газ. Также углеводороды в автомобильных выбросах приводят к хроническим заболеваниям дыхательной системы. Выхлопные газы загрязняю атмосферы и чистый воздух образуя смог. Также это служит причиной появления парникового эффекта, таяние ледников, кислотных дождей и т.д. Сильно страдает флора: дожди буквально разъедают листья и плоды растений, что представляет собой огромную опасность для всего населения Земли.
1. Не является словосочетанием:
Г. Придёт и принесёт.
2. «Четвёртое лишнее» в названиях видов связей слов в словосочетаниях:
А. Предложение.
3. Такое сочетание слов в предложении
«Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки»
не является словосочетанием:
Г. Осинки толпятся.
4. Ошибка в определении вида связи в следующих словосочетаниях:
Б. Схватил за руку – согласование (управление)
5. Ошибка в управлении:
Б. Уверенность в победУ (в победЕ)
6. Предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
Б. По пескам у самого горизонта плыли ТРИ белых ПАРУСА
7. Предложение с простым глагольным сказуемым:
В. Через месяц путешественники ПОЯВИЛИСЬ в Москве.
8. Предложение с составным глагольным сказуемым:
А. Я НЕ МОГ ОТОРВАТЬ ГЛАЗ от убегающего лося.
9. Предложение с составным именным сказуемым:
В. В комнате БЫЛО ТИХО, ТЕМНО и очень ДУШНО.
10. Предложение, в котором нужно поставить тире:
В. Читать вечером книги – моё любимое занятие.
__
11.** Предложение, в котором грамматическая основа подчёркнута неверно:
А. Солнца ЛУЧ промеж туч БЫЛ ЖГУЧ и ВЫСОК.
Б. ЛИСТЬЯ сначала ПОЧЕРНЕЛИ, а затем и совсем ОПАЛИ.
В. Всё небо ЗАТЯНУЛИ свинцовые ТУЧИ.
Г. ДЕЛО художника – РОЖДАТЬ радость.
**Грамматические ОСНОВЫ выделены – сравните с источником и выберите правильный ответ самостоятельно.
__
12. Такое словосочетание неверно выделено из предложения
«Косари с тревогой поглядывали на собирающиеся у горизонта тучи»:
2) поглядывали на собирающиеся
13. Словосочетания, соблюдая нормы сочетания слов:
поклоняться таланту,
вера в будущее,
уверенность в будущем.
14. Подлежащее в предложении
«УМЕНИЕ делать добро само не приходит»:
умение
15. Вид сказуемого:
1) Я БЫЛ ГОТОВ ЛЮБИТЬ весь мир. - СГС
2) Ночь БЫЛА СВЕЖАЯ и СВЕТЛАЯ. - СИС
3) День СТАНОВИТСЯ ЖАРКИМ. - СИС
4) Брат СТАЛ инженером. - ПГС
16. Двусоставное предложение:
2) Чужая ДУША – ПОТЁМКИ.
17. В таком предложении выделенное слово является обращением:
4) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой.
18. Так можно продолжить предложение:
Читая Вальтер Скотта,
2) лучше понимаешь историю.
19. В таком предложении есть пунктуационная ошибка:
4) Война со Швецией закончилась, спустя 11 лет после Полтавской битвы. (запятая не нужна)
20. Предложения, в которых есть междометия:
1) О, сколько солнца в детстве я познал!
3) О, я хочу безумно жить.