Во Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Известно, что единственно верное утверждение всегда покоряет нас, оно всегда кажется ясным и логичным ответом. Но в литературе порой возможен некий отход от граненых железных формул, и я рискну сделать этот шаг. Искусство - это очарование· стихия черного и белого; колдовство; борьба бога и сатаны; вторая жизнь; выявление смешного и трагедийного; утверждение и отрицание; мораль, отрицающая безнравственность, и безнравственность, рождающая мораль; форма как выявленное содержание; познание мира и человека; поиск и познание истины человеком и в человеке. Наконец, искусство - это история истории и история личности. Из всех этих определений (субъективных, конечно, - для самого себя) выделяю наиболее существенное, как мне кажется, - поиск и познание истины человеком и в человеке. Как невозможно, так и бессмысленно втискивать в прокрустово ложе формулы книгу того или иного писателя, вкладывать ключ-отмычку в замок его творений, с высокомерностью задаваясь мыслью таким образом все понять, оценить и расчленить, найти схему, шифр к роману или рассказу. Вряд ли интимные дневники, письма друзьям раскроют полностью все, что мы называем желанием и исполнением. Вероятно, не ошибусь, если скажу, что желание большинства писателей - и великих и невеликих - совпадают все же в одном: найти, показать истину человеку и утвердить ее. Вся история литературы, все повторяющиеся сюжеты, коллизии, даже некая схожесть героев доказывают нам это (Пушкин и Байрон, Тургенев и Гончаров; Чехов и Мопассан, если говорить о рассказах). Различие в исполнении? А это зависит от особой индивидуальности писателя, от глубины проникновения в жизнь общества и, что не менее важно, в свой собственный, личный мир. Мы порой с увлечением и горячностью спорим, говорим о литературе, но почему-то все реже употребляем слова «красота» и «прекрасное»; эта некая стеснительность объясняется, возможно, осторожностью в обращении с высокими понятиями, звучащими слишком громко в утилитарный наш век. Может быть, причина в ином - все мы главным образом озабочены выявлением самой литературной темы, оголенными, так сказать, идеями и умозаключениями произведения. Вследствие односторонности снижается, как это ни прискорбно, критерий литературы, а она, литература, изящная словесность, все-таки женского рода, призванная населять мир жизнью, выраженной в книгах, стало быть, связана с великим актом рождения, с любовью, с материнством, что само по себе - высшая красота.
Ю.Бондарев
План анализа:
1. Сформулируйте основную мысль текста, озаглавьте его.
2. Выделите в тексте абзацы и составьте план.
3. Определите, к какому стилю речи и функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Обоснуйте свою точку зрения, приведите в качестве аргумента 2-3 примера из текста.
4. Объясните значение выделенного слова. Составьте два предложения с этим словом так, чтобы оно было употреблено в разных значениях. Произведите морфологический анализ данного слова.
5. Укажите 2-3 языковых средства, характерных для стиля речи, к которому относится данный текст.
6. Найдите в тексте примеры слов на орфограмму «Правописание согласных З и С на конце приставок» и объясните их правописание.
7. Проведите синтаксический анализ выделенного предложения.
Сочинение-описание уголка моей местности:
Любимый уголок моей местности - парк. Он находится недалеко от моего дома. Парк очень большой и красивый. Здесь есть и река, и три небольших мостика, и плакучие ивы, и большие дубы. Природа этого парка величественна и прекрасна.
В парке есть аттракционы, красивые лавочки и узкие тропинки. Прогуливаясь вдоль реки, ты погружаешься в атмосферу спокойствия. Посреди речки расположены домики для лебедей и уточек. Мы всегда подкармливаем их, когда приходим сюда гулять. Парк очень красивый и гармоничный.
"Меня,"- говорит суффикс -очк, - "Все любят!" "Я суффикс уменьшительно-ласкательный. Я из простых существительных делаю маленькими и красивенькими: - роза-розочка, лапа-лапочка, дева-девочка!".
"А я еще тебя важней!"-отвечает ему суффикс -щик. "Я из даю людям профессии: -камень-каменщик, жесть-жестянщик, чеканка-чеканщик".
Спорят они, один другому не уступают. Уже до драки дошло. Проходила мимо них основа слова и сказала драчунам:"Не деритесь! Примиритесь сейчас же! Вы ведь оба мне служите. В состав мой входите, да мне образовывать новые слова. Хоть и важны вы мне, да я и без вас обойтись могу. А если не будете ходить смирно, то я вас из своего состава исключу и будете вы тогда оба ходить неприкаянными и никому не нужными. Много ведь вас у меня, таких суффиксов!" Испугались суффиксы службы своей лишиться, да и присмирели. Стали они по-прежнему жить-не тужить, да основе своей служить. Да и сейчас служат. А кто не верит, тот пусть проверит и выучит правила!"