во
ЗАДАНИЕ 1
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
2) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
3) ср..внительный, тр..пинка, агр..ном
4) погл..щать, обог..щать, изв..ниться
5) проб..раться, разг..няя, невыр..зительный
6) проб...раться, заг..релый, неприк..сновенность
7) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
8) ц...ремония, ут..шать, нар..кание
ЗАДАНИЕ2
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1) м..ниатюра, заст..лая, опр..вдать
2) прик..сновение, выж...гать, Р...стислав
3) пог..сить, в..рхушка, сбл..жаясь
4) подж..гатель, пр..оритетный, щ..бетать
5) л..зурь, выр..зительный, покл..ниться
6) водор..сли, впеч..тление, не..хотно
7) восх..щение, зан..мать, декл..рация
8) об..няние, нав..ждение, заг..релый
ответ:
язык - это национальный, межгосударственный язык великого народа и наше достояние. я горжусь тем, что являюсь гражданином российской федерации, что родился на нашей земле. язык с самого моего рождения заполнил мою жизнь и имеет огромное значение не только в моей жизни, но и в жизни каждого из нас. поэтому мы обязаны беречь наш родной язык.
с рождения мы слышим вокруг себя речь. она сопровождает нас всю жизнь. в какой бы уголок россии мы ни поехали, всюду нас сопровождает наш верный – язык. в школе, дома, в театре, в кино – везде мы слышим речь.
но мало кто задумывается, насколько важную роль в нашей жизни играет родной язык. без него мы не смогли бы поговорить с друзьями, прочитать интересную книгу, написать письмо родственникам.
таким образом, язык является языком общения, имеет огромное значение в нашей жизни и на мировой арене. язык выступает как необходимый инструмент общения.
во время школьных перемен часто можно услышать высказывания, подобные этому: «как же надоел этот урок языка! учим его с первого класса! и зачем его учить? все его и так знают! ». но знать язык досконально невозможно, хотя он нам и родной. ведь возможности его безграничны! язык можно учить всю жизнь, всегда узнавая что-то новое, но так и не познать всех его тайн.
значение языка в моей жизни я бы сравнил со значением родины для меня. как я не мыслю своей жизни без родины, так не представляю её без языка. язык - основа всей нашей духовной культуры, наш бесценный дар. я многим ему обязан. он дал мне возможность приобщиться к богатой, многовековой культуре населяющих россию народов, узнать все об окружающей нас жизни. я уверен, что язык мне найти достойное место во взрослой жизни.
я судьбе, что живу в россии, учусь в школе и изучаю язык и , и говорю на языке.
поэтому я : «значение языка в моей жизни велико! ».
объяснение:
но старый воробей заметил злодея и следит за ним. ястреб ближе и ближе. зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
все смолкло. только воробей-часовой сидит на ветке. не шевелится, глаз с ястреба не спускает. заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз, а воробей камнем упал в кусты.
ястреб ни с чем и остался. озирается он вокруг. зло взяло хищника. огнем горят его желтые глаза. встрепенулся разбойник и полетел дальше.
опять уселся воробей на той же ветке. сидит и весело чирикает. с шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке. (л.. толстой)
вариант 5
в последнее время у нас появилось много детских хоровых коллективов, которые заслуженно могут быть названы хорами высшей квалификации. однако даже из этой детской «хоровой элиты» хор мальчиков московского хорового училища выделяется целым рядом замечательных качеств. это прежде всего настоящее мастерство, высочайший профессионализм. хор мальчиков московского хорового училища — детский профессиональный коллектив, в полном и высоком значении этого слова. дети обучаются музыкальным дисциплинам — сольфеджио, теории и музыки, гармонии, полифонии, поют в хоре буквально с первых классов школы и впоследствии становятся в большинстве своем профессиональными музыкантами. кроме того, привлекает прозрачное, серебристое звучание детских голосов. чистый и ясный звук, нежный и трепетный, никого не может оставить равнодушным — что бы ни пели маленькие певцы и к какой бы публике ни было обращено их искусство. (т. корганов)
типовые по базовому модулю 2
найдите многозначные слова. определите их лексическое значение. если значение переносное, укажите вид переноса (метафора, метонимия, синекдоха).1. я попытался воскресить в себе образ жестокосердной вдовы; - но мои усилия остались тщетны. и. тургенев. 2. я ехал из томска в вагоне первого класса. а. 3. приходилось влезать в такие дебри , о которых он не имел ни малейшего понятия. д. гранин. 4. вдруг на городском валу мелькнул огонь: закурился дым, и ядра полетели к тог-дагу. а. пушкин. 5. людей в бараках валила усталость. н. лесков.
определите прямые и переносные значения слова волна.1. в теченье плавном чувствуется сила. а я затих, прислушался к волнам. и вот о чем река заговорила. в. солоухин.
2. здесь /на / были молодые женщины, исчезавшие в волнах кружев, лент, шелка и газа. а. шеллер-михайлов.
3. это был период, когда медицина бурно осваивала технику, на смену трубке и молоточку пришла электронная аппаратура. я понял это немножко раньше других и оказался на гребне волны. а. крон.
4. таким образом, звери-эхолокаторы, выкрикивая короткие звуковые сигналы, как бы посылают на разведку звуковую волну в окружающее пространство. в. морозов.
5. он уже всерьез начинал бояться своей подозрительности и своего раздражения, которые всякий раз волной накатывали на него. г. семёнов.
6. волна новых "исканий", нередко принимавших искаженные формы, охватила все виды искусства. ф. богородский.
7. в доме радиолюбители сидели за радиоприемниками и ловили волны, то из берлина, то из а. толстой.
8. остановился на пороге. волны яркого света хлынули ему в лицо. а. калинин. на юге.
10. мы спускаемся с сеновала, выходим на улицу. от восхищения я чуть не вскрикиваю. какая неоглядная даль! далеко-далеко, до самого горизонта катятся зеленые волны леса. и. васильев.
определите переносные значения многозначных слов.отстать от батальона. ученик отстал. отстать от дурной привычки. мы с ним люди далекие. далекий путь. далекое будущее. переступить порог. на пороге смерти. породы охотничьих собак. человек особой породы.
4. укажите, к какому явлению – многозначности или омонимии – относятся эти слова.
1. (часть сооружения). (овраг).
2. банк (крупное кредитное учреждение). банк (азартная карточная игра).
3. бар (маленький ресторан). бар (единица атмосферного давления).
4. барыня (о человеке, который не любит трудиться сам). барыня (плясовая народная песня).
5. вал (длинная земляная насыпь). вал (в механизмах: стержень). вал (в : общий объём продукции). вал ( высокая волна).
к данным словам подберите синонимы.тайно, тайный, танцевать, темнота, тихий, тишина, толстый, тонкий, тост, труженик, тяжелый, убежать, уважать, увлечение, удивить, улыбаться, умереть, умный, уничтожить, упасть, упорный, , успех, устарелый, устать, устойчивый, фальшивый, фильм, фиолетовый, характер, хвастаться, хитрить, хитрый, хозяин, холод, хороший, художник.
с данными синонимами составьте словосочетания. используйте слова, стоящие в скобках.1. черный, смоляной, антрацитовый, вороной (волосы, лошадь, борода, глаза).
2. авторитет, престиж (заслуженный, общественный).
в каждом синонимическом ряду выделите доминанту, отметьте синонимы, употребляющиеся в различных стилях речи.1. проступок - провинность - вина - грешок - грех - прегрешение.
2. противоречить - перечить - возражать - прекословить.