- Вот звёздное небо! Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
- Как так блуждают? Дороги не знают?
- Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
И вместе с ними планета моя –
Та, что зовётся планетой «Земля»,
Та, на которой живём ты и я!
(А.Хайт) Жили-были звезды. Среди больших и ярких звезд была одна маленькая звездочка по имени Дарселия. Она взрослым звездам: ярко светила ночью. Но иногда она отдыхала, и звезды охраняли её покой.
И вот однажды Дарселия среди ночи и увидела, что все звёзды спят. Месяц задержался по каким-то делам. На земле было темно. И тут Дарселия услышала, что кто-то разговаривает сам с собой. Это был колдун по имени Мрак.
- Прекрасно! Все звезды спят, а значит, я могу творить свои любимые темные дела.
Звездочка Дарселия гордо подняла голову и начала светить. Да так ярко, что колдун Мрак зажмурился. Он никак не мог понять, кто же это так ярко светит? Наконец он разглядел в небе маленькую звездочку. Колдун Мрак надеялся, что Дарселия немного посветит и устанет, и тогда вновь на земле станет темно. Но она мужественно светила до тех пор, пока не другие звезды.
Они похвалили Дарселию за то, что та не растерялась и бесстрашно светила в трудной ситуации.
Задания к текстам:
1. Определите жанр каждого текста.
2. Определите тему каждого текста.
3. Выпишите из первого текста предложение, которое является ответом на во Почему звёзды и планеты постоянно движутся?»
4. Сформулируйте и запишите основную мысль первого текста.
5. В какой части второго текста (во вступлении, в основной части, в заключении) говорится о маленьком подвиге Дарселии? Запишите, в чём заключается этот подвиг.
6. Сформулируйте и запишите основную мысль второго текста
ответ:
хто з вас, юні друзі, цікавиться історією фізичної культури та спорту, той, напевне, знає, що про досконалість свого фізичного стану люди почали дбати ще на межі палеоліту і неоліту. про це переконливо свідчать написи та малюнки, виявлені на стінах печер. пізніше кам'яні плити, глиняні таблички, папіруси етрусків, хеттів, ассірійців, єгиптян розповіли вже про певну систему фізичного гарту. однак лише за часів стародавньої греції, де .наука, освіта, культура, мистецтво та філософія набули найвищого розквіту, фізичне виховання було проголошене основою життя і доведене до рівня культу.
саме звідти пішли такі слова, як олімпіада, стадіон, атлет, гімнастика тощо. найбільшою образою для себе житель еллади вважав, якщо його зараховували до тих, хто не вміє писати або плавати. філософ платон називав кульгавою кожну людину, в якої тіло і розум не були однаково розвинені. у v столітті до нової ери, коли олімпійські ігри стали традиційними, спартанський цар архі був покараний радою старійшин за шлюб з жінкою малого зросту.
відповідь:
олимпийские игры — величайшие из эллинских национальных празднеств, происходившие в олимпии на пелопоннесе в период с 776 г. до н. э. до 393 года н. э. центральным элементом олимпийских игр были спортивные соревнования, при этом игры имели религиозное значение.
традиция проведения олимпийских игр, существовавшая в древней греции, зародилась как часть религиозного культа. игры проводились с 776 года до н. э. по 393 год н. э., всего было проведено 293 олимпиады в олимпии, считавшейся у греков священным местом. от олимпии произошло и название игр.
одним из основополагающих принципов современного олимпийского движения, разработанных его создателем бароном пьером де кубертеном является принципиальное и жёсткое, под угрозой серьёзных санкций, отграничение политики от олимпизма. согласно олимпийской хартии, игры «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. по отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам».
пояснення: