Война! Сколько пролито слез, исковеркано судеб! Частые бомбежки, дымящиеся стены разрушенных городов, пепелища уничтоженных деревень, огромные очереди за хлебом, люди, едва передвигающиеся от голода, безысходность, вкравшаяся в глаза матерей, потерявших свое самое дорогое – детей… С первых дней война приняла поистине всенародный характер, поскольку поражение в ней привело бы к потере надежд на достойную жизнь и счастливое будущее. Свой боевой и трудовой вклад в разгром врага внесли и казахстанцы. В обороне Брестской крепости участвовали наши прославленные воины-земляки: К. Семенченко, Г. Жуматов, Р. Хабибуллин, А. Байжигитов, В. Фурсов.
В исторической битве под Москвой под командованием генерал-майора И. Панфилова сражались воины 316 стрелковой дивизии. Двадцать восемь героев – панфиловцев во главе с политруком В. Клочковым в бою, около станции Дубосеково, подбили восемнадцать танков противника, почти все погибли, но так и не пропустили врага.
«Остаться живым» было великим счастьем, ведь война не щадила никого: ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей. Среди тех, кто не вернулся с войны, славные дочери казахского народа – Маншук Маметова и Алия Молдагулова. Враги наступали, но, обставившись тремя пулеметами, три часа Маншук сдерживала яростные атаки противника. Алия Молдагулова повела в атаку с фашистами свой батальон. Даже будучи смертельно раненой Алия убила офицера, ранившего ее.
Великая Отечественная война стала суровым испытанием для всего советского народа. На алтарь Победы были положены громадные жертвы. Однако она стала настоящим торжеством человеческого разума, свободолюбия, показала образцы самопожертвования. Никто не вправе перечеркнуть героизм и мужество советского солдата, его основной вклад в мира от нацизма, уроки войны должны стать настоящим предостережением тем, кто строит планы мирового господства.
Задание 1. Напишите аргументированное эссе на основе текста (80 слов):
1) Сформулируйте своё отношение к авторской позиции в виде тезиса
2) В пользу выдвинутого тезиса извлеките информацию из текста, приведя 3 аргумента
3) Сделайте вывод
Задание 2. Включите в эссе 1 предложение с деепричастным оборотом, причастным оборотом, графически объясните знаки препинания при них.
Критерии и дескрипторы смотрите в файле
Древние люди верили, что можно словами повлиять на при-
роду и ход событий. Нужные слова, произнесЁННые перед охо-
той, - и добыча у тебя в руках. Больной, излечЕННый целителем,
произносиВШим тайные слова, выздоравливал очень быстро. А
чуть ошибётся знахарь – уже больному хуже.
ДаННые детям имена, по мнению родителей, могли придать силы и мужества, наделить красотой или удачей. В те далёкие времена считалось, что в одной семье не может быть двух людей, назваННых одинаково, это приносит несчастье.
Викинги думали, что воин может убить словом, как оружием. Даже сражЁHНый, он всё равно опасен, потому что слабеЮЩим голосом может назвать имя врага и заставить его последовать за собой. Предания такого рода корнями уходят в глубокую древность,
но отголоски их сохранились и поныне.
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.Цель литературы человеку понимать самого себя.Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4