ВПР 6 кл. Задания 4. Распознавание орфоэпических норм
Задание Поставьте знак ударения в следующих словах.
1. Балуются, облегчить, торты, щавель.
2. (Она) добра, балуешь, прибыла, средство.
3. Звонят, начал (петь), спокойнее, добыча.
4. Брала, кухонный, средствами, удобнее.
5. Инструмент, столяр, красивейший, ждала.
6. Добыча, жалюзи, облегчит, цемент.
7. Балую, жалюзи, квартал, сливовый.
8. Звонить, кухонный, красивее, балуешься.
9. Досуг, кухонный, красивее, намерение.
10. Баловать, звонит, жалюзи, средства.
11. Прибыл, удобнее, средства, иссиня-чёрный.
12.Добыча, звонят, красивее, документы.
13. Звонит, километр, намерение, спокойнее.
14. Статуя, завидно, гербы, брала.
15. Баловать, газопровод, километр, средства.
16. Начал, щавель, премировать, спокойнее.
17. Балую, добыча, звонят, сливовый.
18. Красивее, звала, премировать, средства.
19. Газопровод, звонят, кухонный, повторит.
20. Добыча, звонят, километр, прибыл.
21. Звонят, начал, прибыла, средство.
22. Инструмент, кухонный, клала, углубит.
23. Досуг, сливовый, позвала, цепочка.
24. Банты, красивее, повторит, позвонит.
25. Сливовый, краны, начал, хвоя.
26. Документы, ждала, красивее, клала.
27. Брала, красивейший, сантиметры, торты.
28. (Над) воротами, алфавитный, партер, квартал.
29. Взяла, занялась, изредка, кухонная.
30. Банты, включит, понял, создала.
31. Позвоним, случай, туфля, шкафы.
32. Арбуз, красивее, положила, шарфы.
33. Бухгалтеров, гнала, документ, квартал.
34. Кружева, отрочество, подбодрить, ходатайство.
35. Заперший (дверь), языковый, крапива, балованный.
36. Сливовый, статуя, тортов, удобнее.
37. Заговор, начать, оптовый, поднят.
38. Плесневеть, ремень, ржавею, туфля.
39. Кашлянуть, мусоропровод, недуг, обеспечение.
40. Давнишний, звонит, злоба, балуясь.
41. Согнутый, жалюзи, занятой, крапива
42. Проведено, приняв, одолжит, положил.
43. Дефис, диалог, занятой, искра.
44. Осталась, принял, развили, договор.
45. Бетон, маляр, штукатур, столяр.
46. Банты, каталог, ломоть, тотчас.
47. Черпая, сводчатый, балуясь, красивее.
48. Закупорить, включить, добыча, километр.
49. Вручена, балованный, гусеничный, о деньгах.
50. Задала, досуг, боязнь, атлет.
51. Языковой, эксперт, центнер, шарфы.
52. Взяла, гражданство, о деньгах, искра.
53. Договор, цемент, поняла, красивее.
54. Кружева, комбайнер, намерение, торты.
55. Бензопровод, балованный, дремота, заговор.
56. Бурьяна, цемент, удобнее, свёкла.
57. Банты, взяла, эксперт, черпать.
58. Приговор, разогнутый, газопровод, ракушка.
59. Дремота, завидно, жалюзи, каталог.
60. Ракушка, верба, позвонишь, комбайнер.
61. Договор, поняла, столяр, алфавит.
62. Торты, красивее, позвонишь, крапива.
63. Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный.
Так например ,в поэме "Мертвые души " ,где автор блистательно рисует галерею помещиков - крепостников,переходя от одного образа к другому , постепенно усиливая степень деградации этих "хозяев жизни ,являющихся опорой самодержавия ,мы видим подлинное мастерство писателя .Гоголь для каждого из героев нашёл свои краски , подчеркнул индивидуальность помещика ,сделал имя его нарицательным и незабываемым .
Детали ,используемые писателем ,уникальны .Коробочка- "дубинноголовая" ,Ноздрёв -"исторический человек ",в доме кулака Собакевича даже щегол ,сидящий в клетке ,будто говорил:"И я Собакевич" .А "прореха на человечестве "Плюшкин и вовсе потерял облик человека .Гоголь использует для создания этих характеров сатиру ,гротеск ,иронию,портрет и множество других приемов.
Разберём некоторые из них на примере предложенного для анализа отрывка из поэмы .Речь в нём идёт о Маниловке и её хозяине .Рисуя поместье , автор использует сложные синтаксические конструкции .С их он создаёт более полную картину обиталища героя .В этом отрывке всего два простых предложения .Первое и последнее .Все остальные - сложные .Два из них - бессоюзные.
"Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины".
В первом предложении описывается господский дом ,который расположен был неразумно ,так как был подвержен всем ветрам ,"каким только вздумается подуть", и стоял "одиночкой ".Покатость горы была "одета подстриженным дёрном".Здесь мы видим , что у хозяина были попытки как -то окультурить место проживания ,но из этого мало что получилось .Дом бесприютен и сиротлив .
Во втором бессоюзном предложении описываются другие предметы этой общей картины: английские клумбы с "сиренями"и жёлтыми акациями,несколько берёз.,которые "небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины".Мы опять видим потуги хозяина украсить усадьбу : английскими клумбами ,модными кустарниками ,но эти "мелколистные жиденькие вершины берёз " указывают на тщетность усилий Манилова по благоустройству своего места обитания .Мы ещё с ним не встретились ,но уже нас насторожила какая -то бесприютность окружающей действительности.Далее автор с иронией продолжает повествовать о хозяине поместья ,и мы убеждаемся ,что не ошиблись в своём осторожном восприятии его характера .Нелепым среди этого бесхозного и неуютного имения выглядит беседка с помпезным ,претендующим на оригинальность названием"Храм уединённого размышления!".И пруд ,покрытый зеленью ,тоже говорит о безосновательной претенциозности Манилова .
И далее ещё большее подтверждение нашего мнения о нем как о прожектёре и беспочвенном мечтателе мы видим в том ,что у подошвы возвышения "Храма" темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы"
.Описание поместья Манилова говорит о никчёмности ,прожектёрстве ,беспочвенной претенциозной мечтательности Манилова .Подтверждение этого первоначального мнения мы найдём в дальнейшем описании интерьера его жилища , в отношении к продаже мертвых душ , в мечтах построить мост и т.д. Действительно ,Маниловка немногих могла заманить
.
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам. На покатости горы, одетой подстриженным дерном, были разбросаны по-английски две-три клумбы, пять-шесть берез небольшими купами возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была небольшая, но высокая беседка с надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже был покрытый зеленью пруд, отнюдь не диковинный в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения темнели серенькие бревенчатые избы.
Н.В. Гоголь при описании деревни Манилова использует в основном сложные бессоюзные предложения. Мы видим пруд, пять-шесть клумб, русские березки, беседку. Если предложения простые, то писатель говорит о сереньких избах из бревен или о господском дома ( первое и последнее предлож. ).