ВПР 6 класс
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Ра(с,сс)вир..певший тайфун гон..т нашу баржу в (от)крытый океан. Ни(з/с)кие серые тучи з..крыли всё небо. Сверху то п..лоснёт жгучими ледя..ыми2 струями дож(д/т)ь то выглян..т на с..кунду и опять скроет..ся (не)яркое со..нце.
Океан т..жело дыш..т3 и св..р..пе..т4. Он бр..са..т баржу с в..лны на в..лну, словно перекид..ва..т с ладони на ладонь.
Вдали колебл..т..ся золотые ог..ньки берега. Тьма (з/с)гущается и мы уже (не)различаем огней маяка. Ур..ган усиливает..ся. Судно прыга..т на в..лнах но мы уже пр(е/и)выкли к кач..ке и почти (не)замеча..м её.
Теперь наша судьба завис..т от нашего опыта и умения борот..ся (со)стихией. Мы устали но мы бор..мся и (с/з)даваться (не)собираемся.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Задание 4
Поставьте знак ударения в следующих словах.
портфель, языковой (анализ), обзвонит, банты
Задание 5
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
На третий день я снова пришел в школу
Задание 6
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) около двухста рублей
2) яркий граффити
3) новый тюль
4) пятеро медвежат
Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Весёлый и радостный лес весной.
2) На правом берегу рос низкий и редкий кустарник.
3) Самый первый летний день настоящее чудо.
4) Ранним ноябрьским утром старик вышел из избушки
Задание 8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Побелел восход и озарил вершины гор и стал синеть безмолвный бор.
2) Мой отец всегда одевался очень изящно своеобразно и Андрей Гаврилович Дубровский мало беспокоился о деле.
4) Не говорите дядечка лишнего.
Текст 2.
(1)Корольки самые-самые маленькие птички нашего полушария. (2)Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше — колибри. (3)Поэтому корольков даже величают иногда северными колибри. (4)Эти птички — типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых. (5)Но корольки — птицы выносливые. (6)Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тонкое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки. (7)Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки. (8)Эти хохолки, которые птички то поднимают, то опускают, и дали им имя . (9)Когда птички поднимают хохолки, похоже, что на головах у них появляются короны. (10)Короны, как известно, бывают у королей. (11)Но птички очень маленькие, вот и назвали их корольками.
(12)Правда, существует и такая легенда. (13)Когда-то птицы решили выбрать своим королём того, кто выше всех поднимется в воздух. (14)Конечно, выше всех поднялся орёл. (15)Но когда он, убедившись, что соперники остались далеко внизу, собрался уже спускаться, из-под его крыла выскочила маленькая птичка и поднялась ещё выше. (16)Мудрая сова заметила обман. (17)Королём птиц был объявлен, конечно же, орёл. (18)А «обманщик» получил шутливое прозвище «королёк».
(19)Легенда легендой, а корольки, если им , например, надо перелететь из одного леса в другой, поднимаются на такую высоту, на какую другие мелкие птицы не поднимаются. (20)Да и на деревьях они почти всегда в вершинах крон.
(Из «Книги природы».)
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Задание 11
Какие птицы являются самыми маленькими в мире?
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «тонкое» из предложения 6.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
Задание 13
Определите стилистическую окраску слова «величать» из предложения 3, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Задание 14
Объясните и запишите значение фразеологизма водой не разольёшь. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
М. Горький
Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим представителем социальной критики и обличения. Островский называл Щедрина "пророком" и ощущал в нем "страшную поэтическую силу".
Салтыков-Щедрин выбрал, как мне кажется, самый сложный жанр литературы - сатиру. Ведь сатира - это вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий действительность и, в отличие от юмора, не дающий шанса на исправление.
Писатель обладал даром чутко улавливать самые острые конфликты, назревающие в России, и выставлять их напоказ перед всем русским обществом в своих произведениях.
Труден и тернист был творческий путь сатирика. С ранних лет вошли в его душу жизненные противоречия, из которых впоследствии и выросло могучее дерево щедринской сатиры. И я думаю, что пушкинские строки "сатиры смелый властелин", сказанные в "Евгении Онегине" о Фонвизине, можно смело переадресовать Салтыкову-Щедрину.
Наиболее пристально Щедрин исследовал политическую жизнь России: взаимоотношения между различными классами, угнетение крестьянства высшими слоями общества.
Беззаконие царской администрации, ее расправы, чинимые над народом, прекрасно отражены в романе "История одного города". В нем Салтыков-Щедрин предсказал гибель русского самодержавия, ощутимо передал нарастание народного гнева: "Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч".
Неизбежное падение царского режима, процесс разрушения не только политических, но и моральных его устоев наглядно изображены в романе "Господа Головлевы". Здесь мы видим историю трех поколений дворян Головлевых, а также яркую картину разложения и вырождения целого дворянского сословия. В образе Иудушки Головлева воплощены все язвы и пороки как семьи, так и всего класса собственников. Особенно меня поражает речь Иудушки-человеконенавистника и блудо-слова. Вся она состоит из вздохов, лицемерных обращений к богу, беспрерывных повторений: "Ан бог-то - вот он-он. И там, и тут, и вот с нами, покуда мы с тобой говорим - везде он! И все он видит, все слышит, только делает вид, будто не замечает".
Пустословие и лицемерие ему скрывать истинную сущность его натуры - стремление "вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь". Имя Иудушки сделалось нарицательным для всякого эксплуататора, тунеядца. Силой своего таланта Салтыков-Щедрин создал яркий, типический, незабываемый образ, беспощадно изобличающий политическое предательство, алчность, ханжество. Мне кажется, что здесь уместно привести слова Михайловского, сказавшего о "Господах Головлевых", что это "критическая энциклопедия русской жизни".
Писатель проявил себя во многих жанрах литературы. Из-под его пера вышли романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы. Но наиболее ярко художественный талант Салтыкова-Щедрина выражен в его знаменитых "Сказках". Сам писатель определил их так: "Сказки для детей изрядного возраста". Они сочетают в себе элементы фольклора и авторской литературы: сказки и басни. В них наиболее полно отражены жизненный опыт и мудрость сатирика. Несмотря на злободневные политические мотивы, сказки все равно сохраняют все обаяние народного творчества: "В некотором царстве Богатырь родился. Баба-Яга его родила, вспоила, вскормила..." ("Богатырь").
"У неё было четыре дочери", но они все уехали,забыв про неё,хотя о родителях надо заботиться.
Аргументы:
К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
А. С. Пушкин «Станционный смотритель» У Самсона Вырина, главного героя повести, есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон вскоре умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.