Впр по языку для 5 класса 1. перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. текст 1 на д..рог.. л..жит мя(г/х)кая и тёплая(3) пыль. так чудес..но шлёпать по ней б..сыми н..гами. ещё х..р..шо бегать по густой и ни(з/с)кой тр..ве. она ра(з/с)ст..лает..ся по з..мле, как пуш..стое одеяло. а на просеках (не)ра(з/с)бежиш..ся. (з/с)десь одни ч..рные пни но можно увид..ть з..лёных ящериц. ящериц.. обитатели к..рней(1). они инт..рес..ные но мы (не)стан..м их л..вить. ящериц.. пугают..ся и сбрасывают свои хвосты.(4) это, должно быть, неудобно бол..но. кто привык ж..ть с хв..стом, тому т..жело его бр..сать. куда же они уб..гают(2) без хв..стов наверное, к (в,в)олге. в в..де с лё(г/х)кост..ю заж..вают царапины. окунёш..ся в воду — всё пройдёт! 2. выполните обозначенные цифрами в тексте к 1 языковые разборы: (1) — фонетический разбор; (2) — морфемный разбор; (3) — морфологический разбор; (4) — синтаксический разбор предложения. 3. поставьте знак ударения в следующих словах: фарфор, повторит, создала, щавель 4. над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. от лесного овраги и опушка берёзовой рощи почернели. 5. выпишите предложение с прямой речью. (знаки препинания не расставлены.) расставьте необходимые знаки препинания. составьте схему предложения. 1) юра ответил что книгу он купил на международной ярмарке детской 2) по словам юры это лучшая книга из серии приключенческих романов 3) елена ивановна объявила юра расскажет нам о самых интересных книжных новинках 4) книги какого автора ты предпочитаешь юра 6. выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (знаки препинания внутри предложений не расставлены.) напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1) мальчики любили играть в футбол после уроков. 2) пусть мальчики сыграют в футбол с девочками. 3) давай ты не будешь сегодня гонять мяч после уроков. 4) давайте мальчики сыграем в футбол после уроков. 7. выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (знаки препинания внутри предложений не расставлены.) напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1) ранней весной набухли и надулись на деревьях и кустах смолистые почки. 2) мёрзлые ягоды калины деревенские хозяйки парили в печах и готовили для вкусное угощение. 3) хлопочут около своих гнёзд скворцы и щёлкают в зарослях черёмухи соловьи. 4) от лёгкого ветерка колокольчики на лугу колышутся и неслышно звенят. прочитайте текст 2 и выполните 8—12. текст 2 (1)валдай — это охотничья собака. (2)когда валдай был маленьким, он с трудом стоял на длинных тонких ножках, смешно качался и едва держал свою огромную голову. (3)кто мог подумать, что этот , худенький щенок с розоватой кожицей станет большой сильной собакой. (4)валдай красив. (5)у него ласковые умные глаза, белая шелковистая шерсть. (6)особенно хорош валдай в беге, в движении. (7)валдай молчалив. (8)услышать его басистый лай можно только тогда, когда он хочет играть. (9)интересно наблюдать за его удивительной дружбой с маленьким котёнком букой. (10)бука ест с валдаем из одной миски, спать приходит к , как клубок, лежит в его мягкой шерсти. (по в. давидову) 8. определите и запишите основную мысль текста. 9. в предложениях 1—2 найдите слово со значением « большой». выпишите это слово. 10. определите, какой тип речи представлен в предложениях 8—10 текста. запишите ответ. 11. в предложениях 5—6 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его. 12. какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что валдай был слаб в детстве? запишите ответ.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов) (По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Словарная работа: какого- то, чье-то, мать-и-мачеха, какая-нибудь.
Проверка
3.Подведение итогов.
4.Домашнее задание
Наш небольшой отряд сбился с пути и уже несколько часов шел лесной чащей. Солнце склонялось к западу, и не оставалось никакой надежды выйти из леса до темноты.
Что же делать? В этих глухих местах ни с кем не встретишься. Здесь не у кого спросить дорогу, не с кем посоветоваться, не к кому обратиться за Каждый из нас мог рассчитывать только на свои силы да на удачу.
Наступающий вечер нес с собой тревогу и страх. В лучах заходящего солнца, которые еще освещали тропинку, мелькали чьи-то тени. Корни деревьев напоминали каких-то диковинных животных и жалобно стонали под нашими ногами. А вдруг кто-то притаился за поворотом? Не выскочит ли кто-нибудь из-за старого огромного пня?
Вдруг раздался радостный крик командира: «Ребята, смотрите! Это тот самый дуб, у которого мы устраивали первый привал! Его ни с чем не спутаешь!» Теперь нам не о чем было беспокоиться. Мы вышли на прямую дорогу к деревне.
(137 слов)