Вставьте пропущенные слова в данных предложениях. (на экране)
А. Наречие – это самостоятельная часть речи.
Б. Наречие никогда не изменяется.
В. У наречия не бывает окончания .
Г. В предложении наречие чаще всего является обстоятельством .
Д. Наречия делятся на разряды : … (перечислите разряды наречий)
2. А теперь самостоятельно заполните таблицу примерами данных ниже слов:
Назло, поневоле, вчера, здесь, весело, очень, далеко, сгоряча, нарочно, быстро, намеренно, сослепу, всюду, вдвое, по-новому.
№ Разряды
наречий
Во Примеры
1
2
3
4
5
6
3. Из данных частей речи с записанных ниже приставок и суффиксов создайте возможные варианты наречий:
Старый, мало, седьмой, весенний, калмыцкий, мой, дружеский, совсем, брат -
по-… -ему :
по-…. -ому :
в-….-ых :
по-…. -и:
…-чуть:
….-помалу:
4. Задание «Собери пословицы»:
А. (С) плеч… да (с) горяч… – (не) легко доказать.
Б. Легко сказать, … никому и никогда (не) поздно.
В. Совершить доброе дело …. (не) добудешь калача.
Г. Благосклонно относись к другим, и они ответят добром.
5. Работа с текстом. Озаглавьте текст. Спишите текст, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы.
На веселом небосклоне вовсю радовалось полнощёкое солнце, и на обновлённой земле был праз..ник. К нам в степь пришла настоящая весна! Вокруг царит ослепительная красота. Радос..но, по(?)весеннему запели птицы красиво зацвели цветы. Колыхались алые и жёлто-горячие тюльпаны, доверчиво раскрыли нежные бутоны колокольчики. Гордо встал среди них высокий стебель татарника, ярко ж..лтели «гребешки» «петушков».
(Г.Кукарека)
Определите тему, основную мысль текста.
Какова роль наречий в этом тексте?
Выпишите из текста в тетрадь слово «по-весеннему». Почему оно пишется через дефис? Докажите, что «по-весеннему» является наречием.
6. В каких вариантах выделенные слова – наречия?
А. Говорить в открытую
Б. Ломиться в открытую дверь
В. Решить по-своему
Г. по своему решению
7. Мягкий знак не пишется:
а) замуж…
б) навзнич…
в) невтерпеж …
г) вскач…
8. В какой строчке все наречия с суффиксом -0 ?
1. Влев.., засветл.., направ..
2. Слев..., издалек.., досыт..
9. В каком из наречий на конце пишется -ё?
а. Горяч(..).
б. Хорош(..).
в. Ещ(..).
г. Свеж(..)
10.Перечислите подряд пять дней недели, называя их наречиями.
11. Могут ли наречия употребляться при существительном? Приведите 3-5 примеров.
12. Продолжить рекламу школы, добавив в рекламное объявление наречия:
А) Уважаемые дамы и господа!
Школа кулинарии «Натощак» приглашает вас овладеть самой ходовой, самой вкусной, актуальной профессией:
Повар – кулинар – кондитер.
Работать нужно вручную … , …. , … , … .
Приглашаем вас в нашу школу ежедневно с 8-00 до 15-00.
Б). Такси «Ягуар».
Водители фирмы «Ягуар» работают ... !
…. и … доставят вас в любую точку города и области!
Звоните … ! Вызов и посадка осуществляется … !
13. Подберите наречия к глаголу РАБОТАТЬ, тем самым закончите предложение:
Я сегодня работал … , ... , … , … .
14. Какие наречия пишутся раздельно?
а) (на)скаку, б) (в)двое, в) (во)первых, г) не (под)силу.
15. Слитное написание наречий:
А) (не) лепо, б) (не)интересно, в) (не) узко, а широко, г) (не) широко, но ровно
16. Дефисное и раздельное написание наречий: запишите наречия в два стол-бика -
Машет (по прежнему), (по)прежнему пути, (по)праздничному городу, (по) настоя-щему отдохнуть, говорить (по) французски, идти (по)осеннему лесу, (по)осеннему хмурые дни, встретиться (по)дружески, (по)старому следу, (по)вчерашнему прогнозу погоды.
цветовые признаки, например: белый, красный;
пространственные признаки, например: далёкий, длинный;
временны´е признаки, например: ранний, поздний;
физические параметры, например: больной, молодой;
свойства, качества характера, например: добрый, щедрый;
интеллектуальные качества, например: умный, хитрый;
признаки, воспринимаемые органами чувств, например: сладкий, душистый;
общественно значимые признаки, например: важный, полезный;
абсолютные признаки, например: глухой, босой.
2)Относительные
к предмету: столовый, книжный, компьютерный, цветочный;
к лицу: учительский, студенческий, детский, гражданский;
ко времени: весенний, утренний, вечерний, минутный;
к месту: морской, городской, уличный, деревенский;
к материалу: деревянный, медный, стеклянный, железный;
по свойственности (осенние дожди, вечерняя прохлада);
к абстрактному понятию: филологический, литературный;
к действию: стиральный, строительный, отопительный;
к количеству: тройной, двадцатитонный, пятилетний.
3)Притяжательные
признак индивидуальной принадлежности предмета конкретному лицу или животному, например: бабушкина комната, отцов совет, лисий детёныш, волчий след, медвежья берлога, совий крик, лебяжье курлыканье.
Словообразовательным признаком притяжательных прилагательных является наличие особых суффиксов -ин-(-ын-), -ов-(-ев-), -ий-(-j-), например: дедушкино письмо, Женин портфель, мамин платок, сестрина кофта, братов костюм, крокодилова пасть, буйволов рёв, цыплячий писк, лисья нора, волчья стая.
умный ребенок - качественное
волжские просторы - относительное
злая собака - качественное
мамина помада - притяжательное
маленький рост - качественное
спортивная обувь - относительное
юный натуралист - качественное
лисья походка - притяжательное
собачья конура - притяжательное
городской житель - относительное
волчья стая - притяжательное
картофельное пюре - качественное
золотое кольцо - качественное
отцов дом - притяжательное
мягкие волосы - качественное
волчий аппетит - притяжательное