Недавно я прочитала рассказ Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Трудно передать то впечатление, которое произвело на меня это произведение. Здесь чувствуется нежная, трепетная любовь автора к родной природе, к миру «пахучих трав, стрекоз и бабочек», а в особенности к миру лошадей. Но это светлое чувство любви омрачается сознанием того печального и несправедливого положения, в котором находятся животные. Читая рассказ, я словно ощущала под своей ладонью теплые бархатные губы лошади, слышала ее звонкое ржание, видела ее умные, внимательные глаза, глядящие с надеждой и доверием. Разве можно обмануть эти глаза?! Разве можно предать глубокую веру этого существа в человека, в справедливость? Лошади наполняли красотой и жизнью весь окружающий мир. И когда-то люди ценили эту красоту. Лошадям отдавали самый лакомый кусочек, с огромной любовью ухаживали за ними, «водили на водопой, скребли, чистили», говорили им ласковые благодарные слова. И животные чувствовали свою ценность. Да так оно и было. Лошадь была главной опорой в хозяйстве крестьянина. А разве можно сравнить с чем-нибудь сказочные русские гулянья на лошадях! Но это было давно. А что же мы видим теперь? Я читаю строки о том, какую жизнь ведут лошади сейчас, и мое сердце обливается кровью. День и ночь страдают и томятся они в душной, грязной конюшне, умирая от жажды, мучаясь от надоедливых насекомых. И по нескольку дней никто не заходит к ним, никто не почистит, не накормит, не принесет воды. Невозможно без боли смотреть на этих бедных животных «с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре». И все же в некоторых из них еще живет вера в человека, вера в то, что «не всегда так тяжело жилось их брату». Рассказы про былые счастливые времена в жизни лошадей вдохновляют их, поднимают дух. Слушая песни о давних временах, они забыть про жару и надоедливых мух терпеть удары ременки и с большей легкостью выполняют свою работу. Единственное, чего ждали лошади от героя, — подтверждения, что рассказы о любви и уважении не выдумка. Они смотрели на него с надеждой и мольбой. И я не могу понять, как же мог он обмануть эту надежду, разрушить ту искренность и доверие, которые существовали между человеком и животными? Как он мог отобрать у этих несчастных их единственное утешение? Рассказ Абрамова, в котором звучит искренняя любовь и сочувствие ко всему живому, к окружающему миру, поразил меня глубиной выраженных в нем мыслей и чувств. Это произведение вызвало в моем сердце искреннее стремление хоть чем-нибудь страдающим животным, облегчить их жизнь, вернуть те прекрасные времена, о которых они знают только понаслышке и о которых так мечтают.
Тема, план и 2 иллюстрации (1 - по фрагменту К. Паустовский "Сказ о Рижском гетто", 2 - по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").
Тема: Совесть - самый страшный судья.
1. Этическое понятие совести.
2. Даже на дне пропащей души.
3. Самосуд.
4. На пороге «страшного суда».
Этика определяет совесть как личности оценивать свои поступки с позиции добра и зла. Но категории плюсов и минусов складываются у каждого конкретного человека исходя из воспитания и окружающей его социальной действительности. Значит совесть у всех разная?
К. Паустовский в своем "Сказе о Рижском гетто" затрагивает тему совести, показывая, как выживали люди в ВОВ. Кто-то прятал ее на самое дно души, наживаясь на беде ближнего, а кто-то готов был "убить гада голыми руками", видя это воплощение зла. Но один не убил, не мог тронуть земляка, лишь зубовный скрежет несся в след. Но и спекулянт не выстоял перед очами еврейки, потерявшей сына. Совесть, глубоко спрятанная под жаждой наживы, перевернула черную душу, смогла так встряхнуть ее, что воззвала человека к подвигу.
Душой человека управляет не только совесть. Ей властвуют ум расчет. Герой Достоевского создал силой своего ума теорию "жизни по совести" и приговорил старуху-процентщицу к смерти. Но ум и расчет не смогли оправдать Раскольникова перед совестью. Терзания отдаляют его от людей, совесть восстает против кровопролития, лишая рассудок покоя.
Не все в этом мире измеряется, не все попадает под категорию добра и зла. То, что белое ля одних - черно для других. Человек вправе сам решать, что истинно ценно для него. Ценна жизнь, честь, красота. А золото затмить, но не заменить их. В традициях многих религий существует "страшный суд" - ответ человека перед Богом за содеянное и помысленное. Это совесть, что обожжет или согреет вас на пороге.
Читая рассказ, я словно ощущала под своей ладонью теплые бархатные губы лошади, слышала ее звонкое ржание, видела ее умные, внимательные глаза, глядящие с надеждой и доверием. Разве можно обмануть эти глаза?! Разве можно предать глубокую веру этого существа в человека, в справедливость? Лошади наполняли красотой и жизнью весь окружающий мир. И когда-то люди ценили эту красоту. Лошадям отдавали самый лакомый кусочек, с огромной любовью ухаживали за ними, «водили на водопой, скребли, чистили», говорили им ласковые благодарные слова. И животные чувствовали свою ценность. Да так оно и было. Лошадь была главной опорой в хозяйстве крестьянина. А разве можно сравнить с чем-нибудь сказочные русские гулянья на лошадях!
Но это было давно. А что же мы видим теперь? Я читаю строки о том, какую жизнь ведут лошади сейчас, и мое сердце обливается кровью. День и ночь страдают и томятся они в душной, грязной конюшне, умирая от жажды, мучаясь от надоедливых насекомых. И по нескольку дней никто не заходит к ним, никто не почистит, не накормит, не принесет воды. Невозможно без боли смотреть на этих бедных животных «с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре». И все же в некоторых из них еще живет вера в человека, вера в то, что «не всегда так тяжело жилось их брату». Рассказы про былые счастливые времена в жизни лошадей вдохновляют их, поднимают дух. Слушая песни о давних временах, они забыть про жару и надоедливых мух терпеть удары ременки и с большей легкостью выполняют свою работу.
Единственное, чего ждали лошади от героя, — подтверждения, что рассказы о любви и уважении не выдумка. Они смотрели на него с надеждой и мольбой. И я не могу понять, как же мог он обмануть эту надежду, разрушить ту искренность и доверие, которые существовали между человеком и животными? Как он мог отобрать у этих несчастных их единственное утешение?
Рассказ Абрамова, в котором звучит искренняя любовь и сочувствие ко всему живому, к окружающему миру, поразил меня глубиной выраженных в нем мыслей и чувств. Это произведение вызвало в моем сердце искреннее стремление хоть чем-нибудь страдающим животным, облегчить их жизнь, вернуть те прекрасные времена, о которых они знают только понаслышке и о которых так мечтают.
Тема, план и 2 иллюстрации (1 - по фрагменту К. Паустовский "Сказ о Рижском гетто", 2 - по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").
Тема: Совесть - самый страшный судья.
1. Этическое понятие совести.
2. Даже на дне пропащей души.
3. Самосуд.
4. На пороге «страшного суда».
Этика определяет совесть как личности оценивать свои поступки с позиции добра и зла. Но категории плюсов и минусов складываются у каждого конкретного человека исходя из воспитания и окружающей его социальной действительности. Значит совесть у всех разная?
К. Паустовский в своем "Сказе о Рижском гетто" затрагивает тему совести, показывая, как выживали люди в ВОВ. Кто-то прятал ее на самое дно души, наживаясь на беде ближнего, а кто-то готов был "убить гада голыми руками", видя это воплощение зла. Но один не убил, не мог тронуть земляка, лишь зубовный скрежет несся в след. Но и спекулянт не выстоял перед очами еврейки, потерявшей сына. Совесть, глубоко спрятанная под жаждой наживы, перевернула черную душу, смогла так встряхнуть ее, что воззвала человека к подвигу.
Душой человека управляет не только совесть. Ей властвуют ум расчет. Герой Достоевского создал силой своего ума теорию "жизни по совести" и приговорил старуху-процентщицу к смерти. Но ум и расчет не смогли оправдать Раскольникова перед совестью. Терзания отдаляют его от людей, совесть восстает против кровопролития, лишая рассудок покоя.
Не все в этом мире измеряется, не все попадает под категорию добра и зла. То, что белое ля одних - черно для других. Человек вправе сам решать, что истинно ценно для него. Ценна жизнь, честь, красота. А золото затмить, но не заменить их. В традициях многих религий существует "страшный суд" - ответ человека перед Богом за содеянное и помысленное. Это совесть, что обожжет или согреет вас на пороге.