Выбери утверждение, которое передаёт основную мысль текста. (1) Когда в сорок втором году мы однажды едва не попали в окружение, помню, как командир Юрий нам всем сказал: «Значит, если у немцев окажемся, всем приказ — застрелиться. (2) Нельзя сдаваться!»
(3) Мы молчали, подавленно и напряжённо, один Толя, который был верующим человеком, ответил, не торопясь: «Я стреляться не могу, этого греха Господь не прощает, самоубийства, стало быть».
(4) В начале 1944-го в Белоруссии несколько экипажей получили приказ идти к узловой станции, где наша пехота уже несколько часов вела бой. (5) Там застрял немецкий состав с боеприпасами — он тянулся на подмогу крупному соединению, что пыталось отбить у нас ключевую позицию... (6) Бой был короткий. (7) Две наши машины сразу запылали. (8) Наш танк обогнул их и на полном ходу шёл к уже видневшейся за деревьями станции, когда что-то шарахнуло по броне, и вдруг вспыхнул огонь внутри в кабине.
(9) Танк встал. (10) Мы с Толей выволокли самого молодого из нас, Володю, из люка, на землю опустили и отбежали с ним метров на сорок. (11) Смотрим — мёртвый. (12) И тут Толя кричит: «А где командир?» (13) И верно, нету Юрия… (14) А танк уже горит весь, полыхает. (15) Толя перекрестился, бросил мне: «Прикрой!» — и назад…
(16) Когда я подбежал к танку, он уже тащил Юрку вниз. (17) Командир был жив, его просто сильно контузило и обожгло. (18) Он почти ничего не видел. (19) Но именно он, услыхав вдруг скрежет, закричал: «Братцы, поезд! (20) Прорывается!» … (21) И вдруг мы услышали, как взревел и зарокотал наш танк… (22) Танк горел весь, горел, как огромный факел… (23) Немцы, увидев несущийся на них огненный смерч, подняли беспорядочную стрельбу, но остановить Т-34 уже не смогли. (24) Полыхая пламенем, танк на полном ходу врезался в передние вагоны немецкого состава. (25) Помню, как лопнул воздух от адского грохота: это стали один за другим взрываться ящики со снарядами.
(26) В медсанбате Юрка плакал, как мальчишка, и повторял, хрипло кашляя: «Миша, слушай, а как же Бог-то? (27) Тольке же нельзя было себя убивать. (28) Раз он верующий! (29) Что же теперь будет-то!»
(Е. Рыбаков. Небольшой рассказ о войне)
1). Мужество человека и желание сильнее, чем убеждения и запреты
2). Танк горел, как огромный факел, и его ничто не могло остановить
3). Рассказчик и Анатолий не смогли своего товарища
4). Юрий плакал о погибшем Анатолии
В детстве у меня был большой плюшевый медведь, он был подарен мне моим отцом. Днем я очень любил с ним играть, а ночью он стоял рядом с моей кроватью и охранял меня. Он был очень мягким, глаза у него были большие и темные, на шее был синий атласный бант, я часто поправлял его. Когда мне подарили эту игрушку, я был очень рад. Больше всего мне нравилось, что если мишке нажать на лапку, он поет. Он был размером с меня, самая большая игрушка из всех, которые у меня были. Я относился к нему как к человеку, и однажды я подумал: " Почему у меня есть одежда, а у Миши ее нет?". Попросил маму сшить Мише рубашку. Теперь он стал настоящим красавцем.
Я взрослел и постепенно забывал про игрушки, когда я стал совсем взрослый, то раздарил их все ..кроме моего медведя, он дорог мне как память и до сих пор он живет в нашем доме.
Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.
Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.
В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.
Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.
(120 слов)
Задания к тексту:
1) 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, - рос-. Графически объясните выбор гласной.
2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.
2) 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.
2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.
( )