Выберите фразеологизмы из каждой словосочеаний. Объсните их значения. С любыми двумя парами составьте распространённые предложения. Дават слово-давать словарь, держать слово-держать мяч, играть на нервах-играть на домбре, найти общий язык-найти нужную книгу.
Слово – это огромная сила. Сила влияния и управления. Удачно сказанное слово может перевернуть человеческую жизнь, остановить или же начать войну, «словом можно убить, словом можно словом можно полки за собой повести» - гласит стихотворение Вадима Шефнера «Слова». Яркий пример – рассказ американского писателя Э.Хэмингуэя, состоящий всего из четырех слов, но добыть» из глубины человеческой души сочувствие и печаль: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Э.Хэминуэй сумел подобрать нужные слова, тонко чувствуя психологию человеческой души.
Можно сказать, язык «одевает» нас, ведь мы живем в социуме, где, знакомясь с новым человеком, хотим этого или нет, мы производит первое впечатление. Это какие-то первые несколько секунд встречи, влияющие, тем не менее, на все дальнейшее общение! Понравитесь вы человеку или нет, зависит от вас, вопрос еще и в том, хотите ли вы ему понравиться? В любом случае, все зависит от вашего первого жеста и первых слов. О силе виляния слова и о том, как его использовать пошагово пишут тысячи современных авторов в своих современных книгах. Честно говоря, я очень сомневаюсь, что эти книги что-то большее, чем просто перевод бумаги. Желаете обучиться искусству слова – читайте художественную классическую литературу и изучайте риторику. Классическая Риторика определяла три задачи красноречия: убедить, усладить и взволновать.
По наблюдениям автора, сейчас читают гораздо меньше, чем четверть века – три десятка лет назад. И это его удивляет, потому что в то время, когда он был подростком, в годы войны, книга имела особую ценность и читать было великим счастьем (предложения 7-11). Перечисление тех произведений, которые тогда читали дети, вызывает у современного читателя восхищение. Например, то, что в десять лет мальчик прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера.Спросите нынче у старшеклассников об этих произведениях – вряд ли ли многие из них знают, о чём эти вещи.
Почему сегодня молодые люди не читают книг? По мнению В. Лакшина, потому, что есть фильмы, поставленные по произведениям художественной литературы. Посмотреть кино легче и быстрее, чем прочитать многостраничную книгу (предложения 17, 20). «Великим врагом книги» он называет телевизор, по которому большинство из нас смотрит всё подряд (предложения 21-22, 27-28). Наконец, появилось столько второсортных, невысокого художественного уровня книг, которые отвращают молодёжь от чтения серьёзных произведений. Не классику читает нынче публика, а детективы и боевики. И автора беспокоит то, что подрастающее поколение незнакомо с высокими образцами, с великой русской и мировой литературой.
Где же выход из создавшегося положения?
Что должны сделать взрослые – родители, учителя, библиотекари, писатели и политики, чтобы чтение книг стало жизненно необходимым процессом для каждого молодого (и не только молодого) человека? В.Я. Лакшин считает, что необходимо воспитывать вкус к чтению, формировать навыки вдумчивого чтения (предложение детям выбрать такие книги, которые можно было бы обсудить с друзьями, со взрослыми. Он заявляет: «Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка». По мнению автора, книга всегда была и останется источником познания мира, средством совершенствования внутренней сути человека, поэтому и следует понимать книгу как ориентир в духовных поисках современных молодых людей.
Это действительно так. К сожалению, в наше нервное и стремительное время книги воспринимаются как отдых, как развлечение, и потому столь популярно так называемое чтиво – детективы, любовные романы, фэнтези и прочее. Ума от таких книжек не прибавится. Эмоции в них самые примитивные, порой напрочь отрицательные. Язык и стиль на уровне: мама мыла раму. Привыкнув читать такое, уже не захочешь читать ни Тургенева, ни Толстого, ни наших русских авторов века. Вот это-то и плохо.