Выберите вариант пословицы, где глагол употреблен в форме повелительного
наклонения.
а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
б) Не бросай слова на ветер.
в) Семеро одного не ждут.
г) Знал бы прикуп – жил бы в Сочи.
2. Выпишите из данного предложения глаголы совершенного вида:
Всё живое надо беречь, начиная с черничного кустика, который может расти триста
лет, если ты не вырвешь его с корнем из земли.
3. В каком варианте в глаголе пропущена буква И?
а) Мы ещё увид...мся после возвращения.
б) Скоро стемне..т.
в) Стел..тся туман над озером.
г) В этой песне он воспева..т мужество великой эпохи.
4. В каком предложении употреблён разноспрягаемый глагол?
а) Бродят ветры-скоморохи.
б) Нельзя перебегать дорогу!
в) Мне голос слышится знакомый.
г) И всё это Родина наша, а Родину надо беречь.
5. Укажите переходный глагол:
а) смотреть в глаза;
б) здороваться с товарищем;
в) рекомендуют его;
г) узнал по походке.
6. Выпишите из предложения словосочетания, в составе которых есть непереходный
глагол:
Дятел уселся на осину, пробежал вверх по стволу, полакомился насекомыми и стал
строить гнездо.
7. В каком ряду все глаголы 2 спряжения?
а) стелить, уметь, хотеть, петь;
б) зависеть, строить, любить, дышать;
в) делать, стелить, бежать, брить;
г) блестеть, держать, читать, замирать.
8. Выберите правильное утверждение:
а) Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
б) Инфинитив – неизменяемая форма глагола.
в) Глаголы в условном наклонении не изменяются.
г) Все глаголы изменяются по лицам и числам.
9. Выберите вариант, в котором сказуемое выражено глаголом в будущем времени:
а) Красиво и заманчиво выглядывают по осени из темной зелени яркие кисточки
брусники.
б) Мы любили походы в лес.
в) Зазеленеет наш весёлый огород.
г) По поведению птиц, растений, насекомых люди научились предсказывать погоду.
10. Выполните морфологический разбор глагола из предложения:
На пруду раскрывается кувшинка.
Нормы произношения
Норма - греч. oithos — прямой, правильный и epos — речь) устанавливает правила единообразного произношения слов. Орфоэпия закрепляет нормы произношения звуков, сочетаний звуков в определенных фонетических позициях. Орфоэпические нормы — правила произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний в словах.
Cтили пpoизнoшeния тecнo cвязaны мeждy coбoй: нeкoтopыe явлeния, вoзникaя в oднoм, пepexoдят в дpyгoй. Haпpимep, пoбyквeннoe пpoизнoшeниe [ч’н] в oтдeльныx cлoнax вoзниклo в книжнoм cтилe, нo ceйчac oнo oцeнивaeтcя кaк пpocтopeчнoe (cpaвни: [cкyч’нъ] и книжн. [cкyшнъ]). Paньшe пpoизнoшeниe дoлгoгo твepдoгo [ж] в cлoвax вoжжи, дpoжжи и дp. cчитaлocь пpocтopeчным (peкoмeндoвaлocь пpoизнocить [вo ж’и], [дpoж’и]), тeпepь жe oнo cчитaeтcя нeйтpaльным. C yкaзaнными paзличиями нe нaдo cмeшивaть пpoизнocитeльныe paзличия, oбycлoвлeнныe тeмпoм peчи. Cлeдyeт oтличaть бeглyю peчь, для кoтopoй xapaктepны быcтpый тeмп и мeньшaя oтчeтливocть, мeньшaя тщaтeльнocть apтикyляции звyкoв, и oтчeтливyю peчь, c бoлee мeдлeнным тeмпoм, c бoльшeй тщaтeльнocтью apтикyляции, чeтким пpoизнoшeниeм звyкoв
Евгений Николаевич Широков известный российский художник-портретист. Его кистью написано множество картин с изображением известных личностей того времени – середины двадцатого века. Одной из известнейших работ автора является картина «Друзья». На этом полотне изображен мальчик и собака. В центре картины расположен мальчик, который одет в синюю футболку, серые брюки, синие носки и серые сандалии. Он сидит на красной подстилке возле собаки и одной рукой очень бережно гладит ее. Из картины видно, что их отношения очень теплые, нежные и дружеские.
Собака (похоже, что это дог) лежит рядом на той же подстилке. У нее очень красивая угольно-черная шерсть, отливающая бликами здоровья и хорошего ухода хозяином. И только лапки у нее очень забавные, будто одеты в белые носочки. Центр переднего плана картины занимает ее милая мордашка, открытые добрые глаза выражают глубокое понимание своего друга. А одно ухо приподнято, как будто он очень внимательно слушает, стараясь не пропустить ни одного слова своего юного хозяина. Они оба грустят. Но из этой картины видно, что у собаки все в порядке, в ее глазах читается понимание друга и сопереживание его проблемам. Сочувствие – великое качество, присущее настоящей дружбе.
На лице мальчика изображена грусть, он что-то рассказывает своему другу, глаза опущены и кажется, вот-вот пойдут слезы. А губы его слегка надуты, это говорит о том, что мальчика кто-то обидел. Возможно, в школе учительница незаслуженно его поругала. А может дома получил от родителей за какой-то проступок. С картины видно, что верный друг мальчика умеет его поддержать и выслушать в нужный момент.
Задний план картины размытый, там нет ничего. Автор тем самым показал, что в такие моменты сопереживания и взаимопонимания между друзьями нет ничего вокруг более важного, чем всецело поддержать лучшего друга. Картина написана очень чувственно и проникновенно. Она очень ярко передает теплоту взаимоотношений между верными друзьями. Раскрывает внутреннюю глубину понимания друг друга и располагает к открытости и бескорыстию взаимоотношений между друзьями
Объяснение: