Выделите грамматические основы, установите средства связи, постройте горизонтальные и вертикальные схемы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.
12. Чем собака питалась это никому не было известно но потом догадались что ей вовсе не нужно было питаться потому что у неё были только кожа да кости а «в середине» у неё ничего не было и пища ей вовсе не требовалась(Лесков). 13. Я не могу вам его описать так чтобы не впадать в некоторый шарж и не делать сравнения которые вы сочтёте за преувеличения но я вам ручаюсь что как бы я ни старался расписать Ивана Петровича живопись моя не может передать и половины красот оригинала (Лесков). 14. Я вам передавал что говорил о нём губернатор а когда я полюбопытствовал не слыхали ли чего-нибудь о нём мои чиновники так они враз заговорили что встречали его и что он в самом деле очень мил (Лесков). 15. Это было единственное место в которое по рассказам деревенских жителей можно было ранить колдуна насмерть но он тем что немедленно обратился в верстовой столб в котором острый инструмент башмачника застрял так крепко что тот никак не мог его вытащить и должен был расстаться с ним хотя шило башмачнику было решительно необходимо (Лесков). 16. Она сказала обо мне своей госпоже а это повело к тому что едва Ада обтёрла прохладной губкой мои раны и покрыла мои плечи туникой в переходе где я лежал на полу показалась в роскошном убранстве Азелла (Лесков). 17. Дома у Локкарта теперь был большой порядок но жена его исполняя все обязанности жены дипломата не была счастлива она винила себя в смерти ребёнка, в том что не настояла на отъезде в Англию и кляла неудобную квартиру русский климат и даже собачка которую обессмертил художник Коровин написав её портрет не могла утешить её (Берберова). 18. Я написала всё что могла написать а если бы я написала больше это было бы беззаконие (Берберова). 19. Здесь он встретил Бенкендорфа и его семью а когда Бенкендорф был переведен русским послом в Лондон Беринг стал проситься в Министерство иностранных дел чтобы тоже быть в Лондоне потому что уже в это время не мог себе представить разлуки с графом графиней и их сыновьями (Берберова). 20. Проехать теперь в Ревель было невозможно потому что поезда прекратили ходить ещё в октябре и неизвестно в точности было где проходит фронт кто воюет кто братается и кто сохранил верность Временному правительству (Берберова).
Объяснение:
I. 1) Сентябрь — время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. 2) Клюква — последняя ягода сентября. 3) Сентябрь — отлетная пора. 4) В природе сентябрь — вечер года. 5) Астра — царица маргариток. 6) Октябрь — месяц прощания птиц с родными гнездами. 7) Москва — северная граница рас дубов. 8) Ловля на спиннинг — интересная и увлекательная спортивная охота. 9) Зяблик — защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец.
(По Д. Зуеву)
II. 1) Сорока — самая болтливая птица на свете. 2) Сова — житель полярных стран. 3) Рысь — свирепая лесная кошка. 4) Лошадь — животное травоядное. 5) Конец зимы — самое голодное время в лесу. 6) Некоторые думают, что крот — грызун.
(По В. Бианки)
III. 1) Лягушки — хладнокровные животные. (С. Образцов) 2) Крапива — одно из самых любопытных растений. (В. Солоухин) 3) Первый признак цунами — отступление океана от берега. (В. Бурлак) 4) Храбрость — сестра победы. (Пословица) 5) Усердие — мать удачи. (Пословица) 6) Наша белка — мастерица. (Л. Куликов) 7) Древняя родина синей птицы — Индия. 8) Путешествие — трудное дело. (Н. Сладков) 9) Птицы — защитники урожая. 10) Синица — любимица птицеловов. 11) Норки — хищные и прожорливые зверьки.
IV. 1) Семь чудес света — семь памятников, которые создали древние мастера. 2) Висячие сады Вавилона — удивительное сооружение. 3) Самые древние храмы греков деревянные постройки с очагом внутри. 4) Пирамиды Египта — единственное из семи чудес, которое дошло до нас.
(По книге А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Схематические диктанты
I. 1) Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И. Суриков) 2) Солнце за день нагулялося, за кудрявый лес спускается. (И. Никитин) 3) Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло. (И. Никитин) 4) Уж ночь идет, огни по небу рассекает. (И. Никитин) 5) Пальнул Федор Федорович по сороке, да не попал. (Е. Чарушин)
II. 1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек. (К. Паустовский) 2) Солнце с каждым днем раньше всходило по утрам и все неохотнее скрывалось по вечерам. (В. Бианки) 3) Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом прикосновении. (Ф. Залтен) 4) Малиновка щебетала четко, весело, звонко. (Д. Зуев) 5) Ветер осенний в лесах поднимается, шумно по чащам идет. (И. Бунин)
III. 1) После летней разлуки прилетают в город галки, вороны и занимают зимние квартиры: карнизы, чердаки, крыши. 2) Сбиваются в стаи и кружатся над полями полчища птиц: грачей, скворцов, чаек, ласточек. 3) С севера летят к нам другие птицы: щеглы, сойки, клесты. 4) Синица съедает вредных насекомых: жучка, листогрыза, листовертку. 5) В стужу белка кормится осенними припасами: орехами, желудями, грибами, шишками.
(По Д. Зуеву)
Предупредительные, объяснительные диктанты
I. 1) Мы лечили разных птиц: цаплю, синицу, скворца. (Л. Успенский) 2) Дождь бил по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам, журчал по водосточной трубе. (В. Бурлак) 3) Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки. (В. Лунин) 4) Солнце за море садится, машет рыжей головой. (С. Козлов) 5) По ночам в леса, в овраги заползает синий мрак. (В. Левин) 6) Месяц огненным шаром встает, красным заревом лес обдает. (И. Никитин) 7) Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (А. Толстой) 8) Села пчелка на цветок, опустила хоботок. (Г. Ладонщиков) 9) Весной голые прутики на берегу расцветут и превратятся в чудесные кусты вербы. (Г. Снегирев) 10) Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. (К. Паустовский) 11) На рисунке этом вещи: ящик, щетка, плащ и клещи. (А. Барто) 12) Снег долго сыпал белой пылью, запорошил стекла. (К. Паустовский) 13) Кот воровал все: рыбу, мясо, сметану. (К. Паустовский) 14) На воде россыпью сидит множество птиц: утки разных пород, лебеди, чайки.
II. 1) В сентябре удочкой ловится разная рыба: судаки, сомы. 2) На клумбах зажигаются кострами цветы: астры, георгины, флоксы. 3) Зяблик уничтожает вредных насекомых: гусениц, жучков, мелких бабочек. 4) Умылись дождем деревья: тополя, осины, орешник. 5) В октябре сбор даров лета: калины, рябины, клюквы.
(По Д. Зуеву)
Изучение истории климата показывает, что в неоднократно возникали климатические катастрофы, т. е. быстро возникающие изменения климата, которые приводили к массовой гибели живых организмов.
В некоторых случаях такие катастрофы имели глобальный характер, т. е. охватывали одновременно все области земного шара. По сравнению с глобальными климатическими катастрофами гораздо чаще встречаются локальные катастрофы, вызванные атмосферными факторами. Из-за их ограниченной продолжительности такие катастрофы во многих случаях скорее связаны с изменениями погоды, чем с колебаниями климата. Однако при отсутствии общепринятого определения масштаба времени, разделяющего процессы, формирующие погоду, и процессы формирования климата, отличить погодные катастрофы от климатических катастроф не всегда легко. Приведем несколько примеров часто встречающихся локальных катастроф, обусловленных атмосферными факторами.
Наиболее известный пример такого рода — крупные засухи, которые могут охватывать территории, измеряемые тысячами километров. Во время таких засух погибает множество растений, входящих как в естественный растительный покров, так и составляющих сельскохозяйственные посевы. Значительная часть животных, обитающих на территории, охваченной крупной засухой, погибает или, если есть возможность, переселяется в другие районы, что также приводит к гибели части вынужденных эмигрантов.