Выделите в тексте композиционные части и озаглавьте их: зачин, основную часть, заключение (концовку). Определите признаки данного текста: единство темы, связность, целостность и информативность. Соответствует ли содержание текста заголовку? Аргументируйте ответ. Наука в XXI веке
В Санкт-Петербурге международная конференция по одному из самых перспективных направлений современной науки — нанофизике.
Нанофизика — это новое направление, которое возникло как ответ на потребность в новых технологиях, в новых материалах. Нанофизика открывает перед человечеством фантастические возможности. Представьте себе компьютер размером с булавочную головку, но производящий операций в миллиард (!) раз больше, чем любой современный. Представьте крыло самолета или часть моста, в которых микротрещины затягиваются сами собой. Представьте, наконец, робота-хирурга диаметром в один микрон: он пробирается по мельчайшим сосудам кровеносной системы и чистит их от вредных образований. Это никакая не фантастика, а дело ближайших лет, считают специалисты в области нанофизики.
Всем известно слово «микроэлектроника», означающее, что размер отдельных элементов устройства измеряется микронами. Такой элемент содержит все еще огромное количество атомов, электронов. Современные же технологии научились манипулировать «кусочками» материала размером в тысячную долю микрона, то есть миллиардную долю метра («нано» и есть миллиардная часть единицы).
Тот факт, что «наномир» живет по особым законам, позволяет создать устройства, работающие на качественно иных принципах, чем существовавшие ранее, например квантовый компьютер. В обычных компьютерах мощность прибора возрастает пропорционально количеству элементов. В квантовом компьютере отдельные элементы «чувствуют» друг друга и ведут себя в известном смысле как единый организм. В результате мощность устройства при добавлении еще одного элемента удваивается, что позволяет уже при небольшом числе элементов превысить мощь всех существующих компьютеров.
Можно задать вопрос: а зачем вообще стремиться к такому кардинальному увеличению производительности компьютеров? Приведем два примера.
Сейчас совокупная мощь всех метеостанций мира может надежно предсказать погоду лишь на несколько дней вперед. Достигнуть большего при существующей технической базе невозможно в силу огромной математической сложности задачи. Суперкомпьютеры позволят осуществить прорыв в данной области. Речь идет не только о точно предсказывать погоду на длительный срок, но и о возможности управлять погодой.
Другой мир — астероидная опасность. Уже неоднократно те или иные формы жизни на Земле уничтожались в результате ударов крупных метеоритов и астероидов. Наиболее известный факт — гибель динозавров около 70 млн лет назад. Недавно один из таких астероидов достаточно близко от нашей планеты, на расстоянии примерно 40 земных диаметров. Обнаружен же он был уже после пересечения орбиты Земли! Сверхмощные компьютеры нужны, в частности, для того, чтобы заранее вычислять орбиты таких «чужаков» с высокой точностью, которая позволила бы задолго до столкновения изменить их орбиту с космических устройств.
Нанофизика — это не только новые устройства, но и методы создания новых материалов с заранее заданными свойствами, которые можно «собирать», складывая атомы друг с другом, как кирпичики. Существует так называемое «явление самосборки». Всем известно, как репродуцируется ДНК: есть одна молекула, а другая выстраивается по ней, как по матрице. Теперь представим, что мы растворили в биологической жидкости атомы металла. При этом органические молекулы будут самостоятельно выстраивать из атомов металла определенную структуру. Живое строит неживое. Таким образом можно вырастить, например, искусственную сетчатку человеческого глаза. Капаем в глаз капельки, раствор проникает внутрь и начинает строить новую сетчатку! Присоединить ее к глазному нерву — уже дело техники. Эксперименты в этой области идут полным ходом, правда, пока мы не можем контролировать процесс «самосборки» в полной мере. Многое делается на уровне интуиции.
Когда же все это может стать реальностью? Это зависит от того, насколько эффективным будет научный поиск. Необходимость быстрого достижения научных результатов требует новых технологий и глобального международного сотрудничества.
(В. Малков, «Мир с приставкой «нано».
«Санкт-Петербургские ведомости», 2002)
1. укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
1) - значит, вы знали, что бойко и фёдорович одно и то(же) лицо? - спросил майор рощин. (корольков ю.) 2) коля едва передвигал ноги, тамара то(же) устала - на ногах они провели почти сутки. (корольков ю.)3) колокол зазвучал монотонно и в то(же) время тревожно. (рысс е.)4) алексей знал, что сегодня предстоит делать то(же) самое, что делали вчера и позавчера, - искать кондукторшу. (лазутин и.)
2. укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
1) и(так), товарищи, мы приступаем к занятиям в морской школе. (коковин е.) 2) оля смело, по-озорному вбежала в воду и(так) же смело бросилась головой вперёд. (коковин е.) 3) мы хорошо знали путь и(так), но какая же экспедиция может быть без карты! (коковин е.) 4) времени и(так) потеряно много. (коковин е.)
3. укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
1) митенька невольно подумал о том, что всегда, что(бы) он ни начал делать, постоянно мешает что-то внешнее. (романов п.) 2) князь андрей встал и подошёл к окну, что(бы) отворить его. (толстой л.) 3) брат писал о скорой своей свадьбе и просил павку приехать во что(бы) то ни стало. (островский н.) 4) что(бы) в городе ни случилось, санька тут как тут. (свирский а.)
4. укажите предложение, в котором по(тому) является частью подчинительного союза и пишется слитно.
1) лодка дёргается, виляет носом, и по(тому), как начинают хлестать волны под задранный нос, костя догадывается, что она пошла против течения.(дубов н.)2) внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по(тому), светило ли солнце или закрывалось облаком… (тургенев и.) 3) сейчас я плакал по(тому), чего не вернёшь, и по тем, кого не (малик в.) 4) илько ожидали все , по(тому) что о его приезде мы разговаривали часто. (коковин е.)
5. укажите вариант ответа, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
1) лысый старик, хозяин филателистического магазина, всегда ругал мальчика за(то), что он ставит тележку против магазина. (рыбаков а.)2) кильдигс без шутки слова не знает. за(то) его вся бригада любит. (солженицын а.) 3) клумбы ещё не пестреют цветами, за(то) белый аист на обычном посту.( молчанова л.) 4) как я барону за(то), что он познакомил меня с вами! (тургенев и.)
6. укажите предложение, в котором выделенное слово является частью подчинительного союза и пишется слитно.
1) дед по пояс возвышался над прибрежной полосой аира в нескольких десятках метров от(того) места, где скрылся в кустах. (дубов н.) 2) от(того) что комната осветилась, за окном стало темно, словно сразу наступила поздняя ночь. (казакевич э.) 3) - значит, - спросила я, - все зависит от(того) , повезет или не повезёт ? (киселев в.) 4) по плану "шефа" очередная "заблудившаяся" яхта должна пересечь государственную границу в устье залива, чтобы отвлечь внимание пограничников от(того), что будет происходить в его глубине. (платов л.)
7. укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
1) за окном всё так(же) неистово плясала метель, выл ветер. (баранов ю.)2) пригибаясь так(же), как это делали матросы, мы перебежали к самой реке и укрылись за катером. (коковин е.)3) точка мгновенно превратилась в огненный шар, который так(же) мгновенно и почти неуловимо для глаз менял окраску. (мелентьев в.)4) от партизанской бригады ни слуху ни духу, о десанте так(же) ничего не слышно. (астафьев в.)
8. укажите предложение, в котором выделенное слово не является союзом.
1) анна сергеевна играла мастерски в карты, порфирий платоныч то(же) мог постоять за себя. (тургенев и.)2) на некоторое время, что(б) навести должный порядок и дисциплину, репетицию пришлось прервать. (куклин л.)3) но ещё меньше хотелось идти домой, по(тому) что что сразу засадят за уроки. (крапивин в.)4) за (то) короткое время, пока старшины докладывали о нём юрию хмельницкому, арсен успел осмотреть светлицу. (малик в.)
9. укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно.
1) андрей отвернулся и стал смотреть в другую сторону. ваня то(же) туда посмотрел, но ничего интересного не увидел. (козлов в.)2) в течение вечера она [татьяна ильинична] несколько раз без шума выходила и так(же) тихо возвращалась. (тургенев и.)3) молодые люди отлично кончили курс в высших заведениях и постройкой заводов только отплатили мне за(то) воспитание, которое я дал им. (мамин-сибиряк д.)4) ни илюша, ни наташа не понимали, что(бы) всё это могло значить. (коковин е.)
10. укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно.
1) поезд тронулся незаметно, непрерывно возраставшее ускорение ощущалось только (по)тому, как пассажиров сильнее и сильнее вдавливало в противоперегрузочные кресла. (куклин л.)