І. Выписать ССП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложению, начертить схему.
1. Взошло солнышко, и все вокруг ожило. - Взошло солнышко, все вокруг ожило.
2. Лес молчит, и в полях идет снег. - Лес молчит, в полях идет снег
ІІ. Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях.
1. Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку. 2. Я поднял глаза на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье, с распушенными косами, настоящая русалка. 3.Ученью время игре час. 4. Победитель впереди трус позади.
ІІІ. Из двух предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений.
1. Деревья словно плакали. С ветвей их на землю все время падали крупные капли.
2. Снега стали голубые. По-весеннему яркое небо отражается в их зеркале.
3. Шестнадцать лет служу. Такого со мной не бывало.
Бремя и семя.
Посетив однажды племя,
Боги дали счастья семя
И сказали: «В одно время
Надо семя ВСЕМ сажать!»,
Да еще и угрожали,
Что иначе урожая -
Счастья - вам не увидать!
Это бремя – не сказать!
Всех под знамя в миг собрать!
Ведь у каждого свой путь,
И забот у всех будь-будь!
Кто-то держится за вымя,
Кто любимой шепчет имя,
Кто-то просто хочет спать,
Кто-то ногу сунул в стремя…
А шаману стукнет в темя,
Завопит он: «Время, Время!»
Надо тут же все бросать!
Дружно нужно потрудиться:
В ямке пламя раздувать,
Потом пламя заливать,
Семя – в теплую землицу,
Чтоб смогло укорениться
И плод счастья сладкий дать.
Долго ждет под древом племя.
Плод созрел. В нем ТО же семя.
Где же счастье? Не видать!
Разделили не все бремя!
Безвозвратно бежит время.
Кто, с заботами своими,
Семя не пришел сажать?
Каждый раз – другое имя!