Выпишете два сложных предложения из текста. Определите их вид.
Впереди был Сталинград, так и не взятый до конца немцами, а теперь уже шесть недель окруженный нами. Там, в ледяной ловушке, заняв круговую оборону по всему огромному кольцу в двести километров, сидели немцы – двадцать две дивизии, – сидели и ждали! Серпилин хорошо представлял себе, чего могут ждать люди в окружении, – ждали и нашего штурма, и выручки, и приказа пробиться, и чуда, и гибели – всего вместе.
А мы после ноябрьских и декабрьских боев уже третью неделю все не штурмовали и не штурмовали – готовились. И сегодня, этой новогодней ночью, здесь, северо-западней Сталинграда, война только чуть слышно шевелилась. На переднем крае разорвалась одиночная мина, стукнула пулеметная очередь, потом еле слышно, как далекий вздох, донесся отзвук сильного взрыва там, внутри кольца у немцев, и снова все затихло.
Всю войну, во всей ее огромности, нельзя было даже вообразить себе до конца. Но Серпилин, слушая тишину здесь, где в ожидании наступления стояла его дивизия, хорошо представлял себе, что такое эта сегодняшняя ночь там, где теперь идет главная война, – на юге, в голых степях на полдороге к Ростову, или на юго-западе, тоже в степях, под Тацинской, или на Воронежском фронте, режущем сейчас немецкие тылы за триста километров отсюда, у Черткова и Миллерова.
Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом; она скрежетала гусеницами, строчила из пулеметов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и коленях, и с хриплым «ура», с матерщиной, с шепотом «мама», проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя позади себя пятна полушубков и шинелей на дымном, растоптанном снегу.
- Привет, ёжик!
- Привет, заяц!
- Ёжик, я давно хотел у тебя спросить: почему ты такой колючий? К тебе же подойти страшно. Это у тебя от злого характера иголки повылезали?
Засмеялся ёжик:
- Вот насмешил. Заяц, как ты от врагов
- Убегаю. Мало кто в лесу со мной в скорости сравнится.
- А теперь глянь на мои коротенькие ножки. Далеко я на них убегу?
- Так ты колючками врагов своих колешь? - догадался заяц.
- Именно так. Можешь подходить ко мне без страха. Ладно, пора мне. Пока ещё дотопаю...
- Пока, ёжик!
- Пока, заяц!
И побежали заяц с ёжиком каждый в свою сторону.
То или иное слово мы определяем как стилистический синоним при сопоставлении с соответствующим стилисти-чески нейтральным словом, поэтому в каждой паре сти-листических синонимов или в ряду непременно будет сло-во стилистически нейтральное.
Стилистическая синонимика широко распространена среди слов всех частей речи, например: волк - бирюк, гу-бы - уста, лоб - чело, петух - кочет, багровый - багря-ный, голый - нагой, любовный - амурный, действитель-ный - реальный, спать - почивать, есть - жрать, холодно - студено, сей - этот, чем - нежели, как - ровно, чтобы - дабы и т. д.
В отличие от семантических синонимов, среди стили-стических синонимов наблюдается большое количество существительных с конкретным значением, так как один и тот же конкретный предмет в различные эпохи в различных местах его распространения мог получать различные наимено-вания.
Стилистические синонимы крайне неоднородны.
Среди стилистических выделяют подгруппы: а) по сфере употребления (нейтральный, книжный, разговорный, просторечный), общеупотребительные разделяют на диалектные, профессиональные, жаргонные. б) по экспрессивно- стилистической окраске различают нейтральные, общеупотребительные (поэтические, просторечные, народнопоэтические, диалективизмы) . в) по активности употребления (устарелые (архаизмы) , активные, новые) .
Семантико-стилистические синонимы
Семантико-стилистические синонимы - это слова и их эквиваленты, обозначающие одно и то же явление объ-ективной действительности и различающиеся не только стилистической окраской, но и оттенками общего для каждого из них значения. Семантико-стилистическими синонимами будут, например, слова: лошадь - кляча.
Например: «Сытые лошади их, мотая куце обрезанными хвостами, закидали, забрызгали снежными ошметками» (Шолохов) ; «Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная» (М. Горький) . Сло-во кляча означает «слабая» тощая, больная лошадь» ; как эмоционально окрашенное, слово кляча и стилистически противопоставлено нейтральному слову лошадь.
Синонимами являются и слова идти - плестись. Они обозначают одно и то же действие, только слово идти стилистически нейтрально, слово плестись - разговорное и, помимо общего значения, содержит еще дополнительные оттенки: плестись - это идти с трудом, медленно, едва переставляя ноги.
Работать и корпеть - синонимы, только слово корпеть как просторечное противопоставлено стилистически нейтральному слову работать и отличается от него оттенка-ми значения: корпеть - это работать кропотливо и усердно, преодолевая трудности, преимущественно выполняя мелкую, трудоемкую работу. Например: «А отец захлопо-тался, корпел, разъезжал, писал и знать ничего не хотел» (Тургенев) .
Общее значение слов враг, недруг - тот, кто находится в состоянии вражды с кем-либо. В слове враг значение враждебности, непримиримости выражено сильнее, неже-ли в слове недруг. Слово недруг имеет стилистическую окраску, оно книжное, несколько устаревшее; слово враг - межстилевое. Общее значение слов бояться, трусить - испытывать чувство страха, боязни. В слове трусить, помимо указа-ния на испытываемое чувство страха, робости, есть еще оттенок презрения к тому, кто это чувство испытывает. Бояться - слово стилистически нейтральное, трусить - разговорное. Ср. : «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь? » (Пушкин) ; «Окружающие его люди помалки-вали: они не то трусили, не то посмеивались» (Турге-нев) ; «Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости, он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью» (Пушкин) .
Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению