Выпиши из предложений:
1. грамматическую основу;
2. глагол с существительным в винительном падеже без предлога.
Слова основы записывай в том же порядке, что и в предложении.
Пример:
«Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес... (А. Пушкин)»
Грамматическая основа: ветер гонит;
Глагол + сущ. в В. п.: гонит стаю.
Главные члены предложения записывай в том порядке, в котором они даны в предложении.
Вдруг я увидел во мшистых камнях землянику в цвету (В. Астафьев).
Грамматическая основа:
.
Глагол + сущ. в В. п.:
.
Палач сдёрнул с него лохмотья (М. Горький).
Грамматическая основа:
.
Глагол + сущ. в В. п.:
.
форзац, наврала, ходатайство, закупорить, посадить ирис, дозировать, , звонит, квартал, каталог, украинский, премировать, нефтепровод, газопровод, электропровод, путепровод, намерение, кухонный, щемит, кладовая, христианин, апостроф, генезис, одолжить, торты, назвалась, столяр, искра, повторённый, черпать, поняла, втридорога, заняла, начала, клала, умерла, закупорить, блефовать, обеспечение, эксперт, фарфор, созвонимся, понявший, агент, поделенный, свекла, отрочество, дозвонится, еретик, вручит, вероисповедание, средства, сливовый, некролог, приданое, засветло, начавший, сироты, партер, аэропорты, звоним, донельзя, лыжня, прибыла, осведомиться, завидно, обогнала, договорённость, включён, надорвалась, кренится, досуг, кремень, прибыв, сорит, кровоточить, мозаичный, щепа, загнутый, кралась, начать, отбыла, исчерпать, сверлит, принудить, прозорливый, молящий, опошлят, доверху, создана и создана, нажита, облилась, насорит, обзвонит, жалюзи, постамент, загодя, облегчить, озлобить, , углубить, одолжит, издревле, понявший, отозвала, исстари, процент, дефис, бухгалтеров, челюстей, туфля, крапива, цыган, ломота, щавель, созыв, таможня, красивее, началось.
чение буквенных переменных может оказаться недопустимым, если знаменатель дроби при этих значениях равен нулю. во всех остальных случаях значение переменных являются допустимыми, т. к. дробь можно вычислить.
пример 2. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение. чтобы данное выражение имело смысл, необходимо и достаточно, чтобы знаменатель дроби не равнялся нулю. таким образом, недопустимыми будут только те значения переменной, при которых знаменатель будет равняться нулю. знаменатель дроби , поэтому решим линейное уравнение:
.
следовательно, при значении переменной дробь не имеет смысла.
ответ: -5.
из решения примера вытекает правило нахождения недопустимых значений переменных – знаменатель дроби приравнивается к нулю и находятся корни соответствующего уравнения.
рассмотрим несколько аналогичных примеров.
пример 3. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь.
решение. .
ответ. .
пример 4. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение..
встречаются и другие формулировки данной задачи – найти область определения или область допустимых значений выражения (одз). это означает – найти все допустимые значения переменных. в нашем примере – это все значения, кроме . область определения удобно изображать на числовой оси.
для этого на ней выколем точку , как это указано на рисунке:
рис. 1
таким образом, областью определения дроби будут все числа, кроме 3.
ответ..
пример 5. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение..
изобразим полученное решение на числовой оси:
рис. 2
ответ..
графическое представление области допустимых (одз) и недопустимых значений переменных в дробяхпример 6. установить, при каких значениях переменных не имеет смысла дробь .
решение.. мы получили равенство двух переменных, приведем числовые примеры: или и т. д.
изобразим это решение на графике в декартовой системе координат:
рис. 3. график функции
координаты любой точки, лежащей на данном графике, не входят в область допустимых значений дроби.
ответ. .
случай типа "деление на ноль"в рассмотренных примерах мы сталкивались с ситуацией, когда возникало деление на ноль. теперь рассмотрим случай, когда возникает более интересная ситуация с делением типа .
пример 7. установить, при каких значениях переменных не имеет смысла дробь .
решение..
получается, что дробь не имеет смысла при . но можно возразить, что это не так, потому что: .
может показаться, что если конечное выражение равно 8 при , то и исходное тоже возможно вычислить, а, следовательно, имеет смысл при . однако, если подставить в исходное выражение, то получим – не имеет смысла.
ответ..
чтобы подробнее разобраться с этим примером, решим следующую задачу: при каких значениях указанная дробь равна нулю?
(дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю) . но необходимо решить исходное уравнение с дробью, а она не имеет смысла при , т. к. при этом значении переменной знаменатель равен нулю. значит, данное уравнение имеет только один корень .
правило нахождения одзтаким образом, можем сформулировать точное правило нахождения области допустимых значений дроби: для нахожденияодз дроби необходимо и достаточно приравнять ее знаменатель к нулю и найти корни полученного уравнения.
мы рассмотрели две основные задачи: вычисление значения дроби при указанных значениях переменных и нахождение области допустимых значений дроби.
рассмотрим теперь еще несколько , которые могут возникнуть при работе с дробями.
разные и выводыпример 8. докажите, что при любых значениях переменной дробь .
доказательство. числитель – число положительное. . в итоге, и числитель, и знаменатель – положительные числа, следовательно, и дробь является положительным числом.
доказано.
пример 9. известно, что , найти .
решение. поделим дробь почленно . сокращать на мы имеем право, с учетом того, что является недопустимым значением переменной для данной дроби.
ответ..
на данном уроке мы рассмотрели основные понятия, связанные с дробями. на следующем уроке мы рассмотрим основное свойство дроби.