Выпиши из предложений общеязыковые атонимы и контекстуальные. Выписывай их в том порядке и в
той форме, как в предложении. (Антонимических пар может быть меньше, чем полей ввода).
Пример:
Возникают, стираются лица,
Мил сегодня, а завтра далёк.
Отчего же на этой странице
Я когда-то загнул уголок? (А.Ахматова)
Общеязыковые антонимы: сегодня - завтра
Контекстуальные антонимы: возникают - стираются; мил. - далёк
Не спали. Иван Иванович, высокий худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил
трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках... Была уже
полночь. Направо видно было все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Налево с края села
начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом,
тоже ни движения, ни звука (А. Чехов).
Общеязыковые антонимы:
Контекстуальные антонимы:
сидел, действует, получает давно (обстоятельственное времени)
сидел, действует, получает здесь (обстоят. места)
сидел, действует, получает едва (Определит. образа действия или меры и степени)
сидел, действует, получает ежедневно (обстоят. времени)
сидел, действует, получает по-новому (определит. образа действия)
действует, получает нарочно (опред. образа действия или обст.цели)
действует, получает быстро (опред. образа действия)
действует сообща (опред. образа действия)
действует, получает вовремя (обстоят. времени)
действует, получает бешено (опред. образа действия или меры и степени)
действует, получает скоро (опред. образа действия)
Какую важную роль в жизни человека играет природа! Она не только дает необходимые ресурсы, но и служит источником познания и вдохновения. Однако люди не всегда понимают это. Так и Солоухин в тексте затрагивает проблему равнодушного отношения к природе. Размышляя над поставленным во автор хочет показать, что часто люди не стремятся знать хотя бы названия растений, что их окружают, - «Кого бы я не спрашивал… все разводили руками. – Кто их знает!» Солоухин с грустью отмечает, что, довольствуясь красотой природы, человек не задумывается о самой ее сущности - «Нюхать и без названия можно». Таким образом, автор делает вывод, что люди не уделяют должного внимания деталям окружающего мира. Позицию Солоухина довольно легко определить: он считает, что человек, наслаждаясь красотами природы, не интересуется ее состоянием и тонкостями.
Я согласна с позицией автора. Действительно, человек часто не выходит за пределы поверхностных суждений о природе, не интересуется ею, а лишь потребляя то, что она дарует ему. Многие писатели затрагивали данную проблему в своих произведениях. Например, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Евгений Базаров относится к природе потребительски, утверждая: «Природа… мастерская, а человек в ней работник». Ему безразлична «индивидуальность» животных и растений, он использует их в сугубо научной деятельности. Также, когда его друг Аркадий восхищается пейзажами и хочет разделить свой восторг с другом, Евгений обрывает его грубой репликой. Базарову не свойственна любовь к окружающему миру, герой интересуется им лишь в своих целях. Таким образом, Тургенев хотел показать, как люди, используя природу, совершенно не желают познать ее в более глубоком смысле. Данную проблему осветил и В. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Трепетному отношению к флоре и фауне местных жителей автор противопоставляет поведение властей. Им безразличны природные красоты, поэтому они без всякой жалости собираются затопить остров для строительства электростанции. Властям все равно, какой ущерб их действия могут нанести природе. Они используют ее сугубо в материальных целях, забывая, откуда получают все необходимое для жизни. На данном примере показано проявление человеческого равнодушия к природе. Автор хотел продемонстрировать, что людям необходимо не потреблять дары окружающего мира, но и ценить, интересоваться его особенностями. Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что природа – это больше, чем красивый закат или охапка душистых цветов. Она является не источником ресурсов, но и целым миром, который человек должен стремиться познать.