Выпиши из предложений причастия /причастные обороты, перешедшие в существительные (при наличии предлога — вместе с ним через пробел). Определи, каким членом предложения они являются. Пример:
«Тихо в поле колосилась созревшая рожь» — созревшая, определение.
«Встречающие поезд волновались» — встречающие, подлежащее.
Озябшему не давай подкладывать дрова в огонь —
Ищущий да обрящет —
Слуга сидел у стола и лениво отковыривал ногтем воск на чадящей свече —
ОЧЕНЬ
Памятник первой учительнице (Волгоград) был открыт в Красноармейском районе в 2010 году. Его открытие было приурочено ко Дню учителя, который отмечается 5 октября. Образ скульптуры был выбран не случайно, ведь именно первый учитель оставляет в памяти человека самые яркие и трепетные воспоминания школьной жизни.
По задумке скульптора, Анатолия Пахоты, памятник отображает мальчика, который так не хочет расставаться с детством, а учительница с доброй и одновременно грустной улыбкой направляет его по новой тропе жизни. В руках учительницы журнал и указка, неизменные атрибуты преподавателя. Мальчик одет в советскую гимнастерку, в руках школьный портфель, а перед ним выложены «пятнашки».
Особенною популярностью «пятнашки» пользуются у взрослых, которые посещают памятник первой учительнице в Волгограде. Ведь так хочется побыть хоть на минуточку в беззаботном мире детства.
В основу облика первой учительницы и школьника, А.Пахота взял свои собственные школьные воспоминания: «Это моя была первая учительница, по образу я помню, не конкретное лицо, а, в общем-то, так какие-то черты я помню и запечатлел. Ну а мальчишка – я сам был таким!»
Памятник отлит из бронзы, его высота − полтора метра. Сама идея установки такого памятника в Волгограде принадлежит горожанам и мэрии города. Памятник первой учительнице стал поистине народным, средства были собраны очень быстро и сами волгоградцы, и предприятия.
Однако в 2011 году накануне Дня учителя случилась неприятная история: бронзовую указку в руках учительницы отломали вандалы. Скорее всего, нерадивые двоечники. Как говорится «сила есть – ума не надо».
1 сентября памятник первой учительнице (Волгоград) собирает свои заслуженные цветы и овации.
С конца сентября сады пустеют (1) погода круто меняется. Ветер треплет деревья (2) и дожди (3) не прекращаясь ни на минуту (4) поливают их с утра до ночи. Воздух делается чист и ясен (5) а солнечный свет ослепительно сверкает между (6) волнующейся от ветра (7) листвой. Ветер нагоняет зловещие космы пепельных облаков (8) бегущих низко и (9) затуманивающих солнце.
1. Запишите 1 предложение. Подчеркните грамматические основы. Это предложение или сложное? Надо ли ставить запятую 1?
2. Запишите 2 предложение. Подчеркните грамматические основы. Это предложение или сложное? Надо ли ставить запятую 2? Подчеркните обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Надо ли ставить запятые 3и 4?
3. Запишите 3 предложение. Подчеркните грамматические основы. Это предложение или сложное? Надо ли ставить запятую 5? Найдите и подчеркните причастный оборот. Найдите определяемое слово, задайте от него во к причастному обороту, обозначьте определяемое слово крестиком, стрелочкой покажите во Какое место занимает причастный оборот по отношению к определяемому слову (до или после него?)? Надо ли ставить запятые 6 и 7?
4. Запишите последнее предложение. Подчеркните причастные обороты, обозначьте определяемое слово крестиком. Надо ли ставить запятую 8? Вспомните, если два однородных члена предложения связаны одиночным союзом И, надо ли ставить запятую между ними? Надо ли ставить запятую 9?
Объяснение: