Му́жество — одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как переносить страдания, включая физическую боль. Содержание [убрать]
1 В античности 2 В средние века 3 В новое время 4 В военном деле 5 Источники 6 См. также
[править] В античности
В античности мужество рассматривалась как одна из четырёх главных добродетелей (вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью) .
По мнению Аристотеля мужество — это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество» . По Аристотелю, мужество — это единственно достойный поведения в бою; отчего и произошло представление о нём как о специфически мужской добродетели (греч. ἀνδρεία, как и в русском языке, является однокоренным со словом «мужчина») .
Мужество использовалось как этическое обоснование существования аристократических сословий через военную деятельность; у Платона мужество — это добродетель класса стражей. У римлян мужество (лат. virtus) является синонимом не только воинской доблести, но и добродетели вообще. [править] В средние века
Мужество осталось основной добродетелью средневекового рыцарства, напрямую связанной с честью. [править] В новое время
В ходе перехода к индустриальному обществу, значение мужества падает, так как «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ницше) . В этике Нового времени мужество становится второстепенным или даже приобретает отрицательный оттенок: так, Гоббс рассматривает страх смерти как полезную силу для установления мира. Спиноза помещает мужество в конец списка «аффектов» . Согласно Канту, мужество — это отваживаться на то, что велит долг» ; Кант отмечает, что страх глумления требует для преодоления больше мужества, чем сражение. Среди известных философов нового времени один Ницше пытался безуспешно вернуть мужество на главную роль в этике.
Сейчас мужество часто употребляется просто как синоним общечеловеческой нравственной твёрдости, и теряет значение мужской добродетели (так, словосочетание «мужественная женщина» во многих языках — включая русский — не содержит противоречия) . Этому современные теории и практические опыты ненасилия, когда ненасильственная борьба рассматривается как более мужественная, чем насильственная (Махатма Ганди) . [править] В военном деле
Мужество регулярно проявляется в экстремальных ситуациях, например, во время военных действий, поэтому мужество ассоциируется с вооружённым противостоянием. Во многих странах существуют военные награды «За мужество» .
Содержание
[убрать]
1 В античности
2 В средние века
3 В новое время
4 В военном деле
5 Источники
6 См. также
[править] В античности
В античности мужество рассматривалась как одна из четырёх главных добродетелей (вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью) .
По мнению Аристотеля мужество — это преодоление страха смерти и готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество» . По Аристотелю, мужество — это единственно достойный поведения в бою; отчего и произошло представление о нём как о специфически мужской добродетели (греч. ἀνδρεία, как и в русском языке, является однокоренным со словом «мужчина») .
Мужество использовалось как этическое обоснование существования аристократических сословий через военную деятельность; у Платона мужество — это добродетель класса стражей. У римлян мужество (лат. virtus) является синонимом не только воинской доблести, но и добродетели вообще.
[править] В средние века
Мужество осталось основной добродетелью средневекового рыцарства, напрямую связанной с честью.
[править] В новое время
В ходе перехода к индустриальному обществу, значение мужества падает, так как «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ницше) . В этике Нового времени мужество становится второстепенным или даже приобретает отрицательный оттенок: так, Гоббс рассматривает страх смерти как полезную силу для установления мира. Спиноза помещает мужество в конец списка «аффектов» . Согласно Канту, мужество — это отваживаться на то, что велит долг» ; Кант отмечает, что страх глумления требует для преодоления больше мужества, чем сражение. Среди известных философов нового времени один Ницше пытался безуспешно вернуть мужество на главную роль в этике.
Сейчас мужество часто употребляется просто как синоним общечеловеческой нравственной твёрдости, и теряет значение мужской добродетели (так, словосочетание «мужественная женщина» во многих языках — включая русский — не содержит противоречия) . Этому современные теории и практические опыты ненасилия, когда ненасильственная борьба рассматривается как более мужественная, чем насильственная (Махатма Ганди) .
[править] В военном деле
Мужество регулярно проявляется в экстремальных ситуациях, например, во время военных действий, поэтому мужество ассоциируется с вооружённым противостоянием. Во многих странах существуют военные награды «За мужество» .
Начальная форма: ВИДЕТЬ Часть речи: причастие Грамматика: единственное число, мужской род, неодушевленное, несовершенный вид, настоящее время, одушевленное, переходный, предложный падеж , страдательный залог
2) озаряема
Начальная форма: ОЗАРЯТЬ Часть речи: краткое причастие Грамматика: единственное число, женский род, неодушевленное, несовершенный вид, настоящее время, одушевленное, переходный, страдательный залог
3)вертящийся
Начальная форма: ВЕРТЕТЬСЯ Часть речи: причастие Грамматика: действительный залог, единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное, непереходный, несовершенный вид, настоящее время, одушевленное
4) блестящее
Начальная форма: БЛЕСТЯЩИЙ
Часть речи: прилагательное
Грамматика: единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, средний род
5) поседевшие
Начальная форма: ПОСЕДЕТЬ Часть речи: причастие Грамматика: действительный залог, именительный падеж, множественное число, неодушевленное, непереходный, одушевленное время, совершенный вид