Выпишите грамматические основы из каждого предложения, затем в скобках напишите, какое это предложение ССП, СПП, с разными видами связи)
1. Если же у Сереги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы.
2. Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли.
3.В кружке при Доме культуры балетмейстер сказал, что с такими слабыми ногами танцевать нельзя, но нашлась женщина, которая позволила Зое присутствовать на занятиях.
4. Алька любил сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему казалось, что он богатырь из сказки.
5. Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище.
6. Я молча пошел следом за ним, чтобы лучше запомнить, где начинается небо.
7. А ведь меня теперь в летчики не возьмут, я узнавал, и космические корабли мне не водить.
8. Каждый день придумывают одно и то же, а мне скучно.
9. У него был такой решительный вид, что я, конечно, забеспокоился, не заберется ли он на высокую крышу и не сиганет ли вниз, чтобы еще раз испытать парашют, который действует только в бездонном небе?
10. Я молча пошел следом за ним, чтобы лучше запомнить, где начинается небо.
ССП - условное предложение, связь следствие-причина.
Обоснование: В предложении есть условие: "если же у Сереги совсем не было денег ни на что", и следствие: "у него были рассказы".
Пояснение: Предложение выражает причинно-следственную связь: из-за отсутствия денег у Сереги, у него возникла необходимость прибегать к рассказам.
2. Грамматическая основа: было мало, мы купили.
ССП - сравнительное придаточное предложение.
Обоснование: В предложении есть сравнение: "что смогли".
Пояснение: Предложение выражает сравнение: из-за недостатка денег, мы купили только то, что было возможным.
3. Грамматическая основа: сказал, нашлась.
СПП - сравнительно-причинное предложение.
Обоснование: В предложении есть сравнение: "с такими слабыми ногами".
Пояснение: Предложение выражает сравнительно-причинную связь: балетмейстер сказал, что танцевать нельзя из-за слабых ног, но нашлась женщина, которая позволила Зое присутствовать на занятиях.
4. Грамматическая основа: любил сидеть, представлять, казалось.
СПП - сравнительно-причинное предложение.
Обоснование: В предложении есть сравнение: "будто это лошадь", "что он богатырь из сказки".
Пояснение: Предложение выражает сравнительно-причинную связь: Алька любил сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему казалось, что он - богатырь из сказки.
5. Грамматическая основа: успел прочитать, перешагнули, открылось.
ССП - следствие следствие-следствие-причина.
Обоснование: В предложении есть следствия: "перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого", "их глазам открылось совершенно необычное зрелище".
Пояснение: Предложение выражает следствие следствие-следствие-причина: после того, как я успел прочитать строки, они перешагнули черту, после этого их глазам открылось необычное зрелище.
6. Грамматическая основа: пошел, запомнить.
ССП - цельное предложение.
Обоснование: В предложении есть цель: "чтобы лучше запомнить".
Пояснение: Предложение выражает цельное предложение: я пошел следом за ним с целью лучше запомнить, где начинается небо.
7. Грамматическая основа: меня возьмут, мне водить.
СПП - причинное предложение.
Обоснование: В предложении есть причина: "ведь меня теперь в летчики не возьмут, я узнавал", "космические корабли мне не водить".
Пояснение: Предложение выражает причинное предложение: меня не возьмут в летчики из-за того, что я узнавал, и мне не дадут водить космические корабли.
8. Грамматическая основа: придумывают, скучно.
ССП - условное предложение, связь условие-причина.
Обоснование: В предложении есть условие: "каждый день придумывают одно и то же", и причина: "мне скучно".
Пояснение: Предложение выражает причинно-следственную связь: из-за того, что каждый день придумывают одно и то же, мне становится скучно.
9. Грамматическая основа: был вид, забеспокоился, заберется, сиганет, испытать.
СПП - причинное предложение.
Обоснование: В предложении есть причина: "у него был вид, что я забеспокоился", "он заберется на крышу", "он сиганет вниз", "чтобы еще раз испытать парашют".
Пояснение: Предложение выражает причинное предложение: я забеспокоился из-за его решительного вида, что он может забраться на крышу и сигануть вниз, чтобы снова испытать парашют.
10. Грамматическая основа: молча пошел, запомнить.
ССП - цельное предложение.
Обоснование: В предложении есть цель: "чтобы лучше запомнить".
Пояснение: Предложение выражает цельное предложение: я молча пошел следом за ним с целью лучше запомнить, где начинается небо.