Выпишите из фрагментов басен крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). определите значение частиц. «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? » - ей мишка отвечал. но мишенькин совет лишь попусту пропал. «какой-то смолоду скворец так петь щеглёнком научился, как будто бы щеглёнком сам родился? » «пусть сохнет, - говорит свинья, - ничуть меня то не тревожит….» «и тут же выпустил на волка гончих стаю». перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием. восхищаются видом звезд. собеседник согласился с моим мнением. я отвечу на это письмо. сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу. сколько бы (не, ни) читал стихи пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. – сколько я еще (не, ни) прочитал пушкина! все хвалили бригадира, кто бы с ним (не, ни) работал. – кто (не, ни) работал с бригадиром, тот не имеет представления о его умении общаться с людьми. соедините простые предложения в сложные союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо. нельзя злоупотреблять спортивными . спорт полезен. (как ни) всюду восхищались игрой наших артистов. они выступали за рубежом. (где ни) в каких случаях то является частицей? запишите такие предложения, определяя значение частицы. 1) не видали вы настоящих-то плясуний. (м. горький) 2) соня то (же) держалась за его руку и вся сияла. (л. толстой) 3) на заре петя почувствовал, что кто (то) тянет его холодной рукой. (в. катаев) 4) что не складно, то и не ладно. (пословица) 5) то ветер поднимется буйный, то вал зашумит штормовой. (а. прокофьев). в каких случаях бы и же являются частицами? запишите такие предложения. дней через пять мы с отцом пришли опять на то (же) место. (и. тургенев) охота не удалась. обед в поле под палаткою так (же) не удался. (а. с. пушкин) что (бы) домоседы мне не пели, я все равно за город укачу. (с. васильев) на то и щука в море. что (бы) карась не дремал. (пословица) как (же) мне быть? закончите предложения: как (бы) не растеряться, когда…. могу (ли) я отказаться, если сам….. все были в окопах, командир так (же)…. используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства. 1) скоро придет долгожданная весна. (усиление, радость) 2) быстро растет снег. (сомнение, вопрос) 3) небо какое голубое, высокое. ( указание, усиление) прочитайте предложения. определите, в каком случае выделенное слово является частицей. докажите своё мнение. маленькие дети значения многих слов воспринимают буквально. от усталости путники буквально валились с ног.
НЕ лучше ЛЬ (отрицание, вопрос) ЛИШЬ (ограничение)
Как будто БЫ (предположительность)
ПУСТЬ сохнет (формообразующая част.: образ. повел. накл. гл.) НЕ тревожит (отрицание)
тут ЖЕ (усиление)
__
Предложения перестроены
(употреблены сказуемые с двойным отрицанием):
Ребята НЕ МОГУТ НЕ ВОСХИЩАТЬСЯ видом падающих звезд.
Собеседник НЕ МОГ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ с моим мнением.
Я НЕ МОГУ НЕ ОТВЕТИТЬ на это письмо.
__
Вставлены нужные частицы:
Сколько бы НИ читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. – Сколько я еще НЕ прочитал Пушкина!
Все хвалили бригадира, кто бы с ним НИ работал. – Кто НЕ работал с бригадиром, тот не имеет представления о его умении общаться с людьми.
_
Простые предложения соединены в сложные:
КАК НИ полезен спорт, нельзя злоупотреблять спортивными упражнениями.
ГДЕ НИ выступали за рубежом наши артисты, всюду восхищались их игрой.
__
В этом случае ТО является частицей (+ значение частицы):
1) Не видали вы настоящих-ТО плясуний. (усиление)
__
В этих случаях БЫ и ЖЕ являются частицами:
Дней через пять мы с отцом пришли опять на то ЖЕ место.
Что БЫ домоседы мне не пели, я все равно за город укачу.
Как ЖЕ мне быть?
__
Предложения закончены:
Как БЫ не растеряться, когда объявят мой выход.
Могу ЛИ я отказаться, если сам предложил этот конкурс?
Все были в окопах, командир так ЖЕ, как и солдаты, был на передовой. __
Вставлены соответствующие частицы:
1) УЖЕ скоро придет долгожданная весна. (усиление, радость)
2) Быстро ЛИ растает снег? (сомнение, вопрос)
3) Небо ВОН какое голубое, высокое! ( указание, усиление)
_
В этом случае выделенное слово является частицей:
От усталости путники БУКВАЛЬНО валились с ног.
(нельзя поставить вопрос, не является членом предложения)
(В следующем предложении буквально – обстоятельство образа действия, наречие: воспринимают (как?) буквально.
Маленькие дети значения многих слов воспринимают буквально.)