Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
window.Ya.adfoxCode.create({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_predmety_300x250_2',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gyoz'
}
});
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к «Руслану»:
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том...
Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов. Казалось бы, какой вздор – какое-то никогда и нигде не существовавшее лукоморье, какой-то «учёный» кот, ни с того, ни с сего очутившийся на нём, и, зачем-то прикованный к дубу, какой-то леший, русалки и «на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Но очевидно в том-то и дело, что вздор, нечто нелепое, небывалое, а не что-нибудь разумное, подлинное. Чего стоит ворожба кругообразных, непристанных движений и следы «невиданных зверей», только следы, в не сами звери, и это «о заре», а не на заре, та простота, точность, яркость начала лукоморье, зелёный дуб, златая цепь, а потом – сон, новожденье, многообразие, путаница, что-то плывущее и меняющееся.
На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:
г\ ж\ з – друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.
Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
window.Ya.adfoxCode.create({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_predmety_300x250_2',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gyoz'
}
});
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/cheredovanie-soglasnyh-v-korne-slova.html
Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к «Руслану»:
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том...
Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов. Казалось бы, какой вздор – какое-то никогда и нигде не существовавшее лукоморье, какой-то «учёный» кот, ни с того, ни с сего очутившийся на нём, и, зачем-то прикованный к дубу, какой-то леший, русалки и «на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Но очевидно в том-то и дело, что вздор, нечто нелепое, небывалое, а не что-нибудь разумное, подлинное. Чего стоит ворожба кругообразных, непристанных движений и следы «невиданных зверей», только следы, в не сами звери, и это «о заре», а не на заре, та простота, точность, яркость начала лукоморье, зелёный дуб, златая цепь, а потом – сон, новожденье, многообразие, путаница, что-то плывущее и меняющееся.