Выпишите из текста предложения с вводными словами и словосочетаниями.
3. Найдите в тексте числительные. Запишите их в соответствии с грамматическими нормами
Текст
Абай- великий поэт-просветитель.
II .Детство, образование..
III . Административно-политическая деятельность.
IV.Встреча с политическими ссыльными.
V. «Слова назидания»
Текст.
Абай- великий поэт-просветитель , общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры. Он всегда был и остается символом и гордостью казахского народа. Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по-нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, ага-султана Каркалинского окружного приказа. По воспоминаниям современников Абая, ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать (Улжан) и бабушка (Зере) были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно его мать заменила имя «Ибрай», данное отцом, ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил свою жизнь и под ним же вошел в историю. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С тринадцати лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, интриги, постепенно он испытал разочарование, поэтому в возрасте двадцати восьми лет Абай отходит от административно-политической деятельности, целиком занявшись самообразованием. Будучи бием(судьей) и волостным управителем своего края, он стремился к справедливости и соблюдению законов всеми. К сожалению,это нравилось далеко не всем. Его разочарование в баях, которые в угоду своим корыстным целям вместе с царскими чиновниками шли против интересов народа, нашло отражение в многочисленных стихах, в том числе и «Словах назидания». И все же он верил в то, что изменить в лучшую сторону можно всех, кто сошел с правильного пути. «Будь в моих руках власть, я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим», - говорится в 37 «слове» Абая. Именно по «Словам назидания» Абая можно охарактеризовать периоды истории Казахстана 19 века, поскольку в них освещены проблемы образования, воспитания, взаимоотношения власти с народом. Деятельность великого сына казахской степи до сих пор вызывает большой интерес со стороны мирового сообщества. Если у России есть Толстой, у Германии – Гетте, то Абай – выдающаяся личность всего тюркского мира.
1. Вставьте пропущенные в корнях проверяемые безударные гласные.
Выполоть сорняки, сильное потрясение, разгадать замысел, примерять пальто, примирять соперников.
2. Вставьте пропущенные в корнях непроверяемые безударные гласные.
Технический агрегат, вкусный винегрет, инженерные войска, дозиртировать с фронта, составить конспект.
3. Вставьте в корнях слов чередующиеся гласные Е или И.
Отпереть ворота, газовая зажигалка, убирать за собой, заблестеть от дождя, подсчитать расходы.
4. Вставьте в корнях слов чередующиеся гласные А или О.
Расположиться у костра, касательная линия, выгореть на солнце, склониться над ребёнком, разный возраст.
5. Вставьте О или Е после шипящих.
Сложный расчет, поджог здания, печешь пироги, поджег сухую траву, тихий шорох.
6. Вставьте Ы или И после Ц.
Цыганский табор, процесс циркуляции, смуглолицый юноша, участники демонстрации.
7. Вставьте корневое Ы или И после приставок.
Безынициативный студент, взыгравшее самолюбие, безымянный палец, разыграть своих друзей, сверхизысканные манеры.
8. Вставьте в корнях согласные Д или Т.
Гладкая поверхность, гадкий утёнок, меткий стрелок, жидкий раствор, остроумная шутка.
9. Вставьте, где нужно, непроизносимый согласный.
Явственно слышать, вкусные яства, всё безмолвствует, предчувствовать беду, шествовать по площади.
10. Вставьте Л или ЛЛ.
Художественная галерея, коллекционировать марки, написать элегию, книга с иллюстрациями, современная новелла.
11. Вставьте, где нужно, Ъ или Ь.
Трудный подъём, предъявить билеты, соловьиная трель, красивый павильон, обоснованное суждение.
12. Вставьте, где нужно, Ь после шипящих.
Красивая речь, испечь пирог, потеряешь время, выйти замуж, мороз жгуч.
13.Вставьте в приставки З или С.
Бессистемное питание, распечатанное письмо, бездарный поэт, безжалостное обращение, бесхарактерный человек.
14. Вставьте в приставки гласные Е или И.
Притворить дверь, претворять планы в жизнь, преискусный мастер, сделать прививку, искатели преключений.
15. Вставьте необходимые гласные и согласные в суффиксы имен существительных.
Стройная вишенка, сердце красавицы, любимая книжечка, постоянные подписчики, забойщик в шахте.
16. Вставьте буквы в суффиксы имён прилагательных.
Дерзкий полёт, белорусский президент, засушливый район, поршневые насосы, вдумчивый исследователь.
17. Вставьте Е или И в окончания имён существительных в предложном падеже.
Присутствовать при беседе, сообщать о трагедии, в вестибюле театра, побывать в крепости, на морском побережье.
18. Вставьте Е или И в окончания глаголов.
Метко попадаешь, борются с трудностями, освоишь ремесло, одержит победу, направляет парус.
19. Вставьте, где нужно, Ь в глаголах.
Спускается с гор, умеет веселиться, ребёнок боится, решил приняться за дело, удаляется за горизонт.
20. Вставьте гласные в суффиксы глаголов.
Громко залаяла, послышался голос, не обиделся на друга, заметил опасность, увидела новую модель.
21. Вставьте гласные в суффиксы причастий.
Числящиеся по штату сотрудники, грохочущий водопад, замеченные крылатые ракеты, заслушанный доклад, колеблемые ветром листья.
22. Обозначьте слитное написание сложных слов цифрой 1, дефисное -2.
Проведение 1 метеонаблюдений, 1 микропроцессорная техника, 2 научно-технический прогресс, 1 широкоэкранный фильм, отрезать 2 пол-листа бумаги.
23. Вставьте Н или НН в имена существительные.
С трудом идти по песчанику, слова циника, молодой композитор-песенник, священник местной церкви, цветы на подоконике.
24.Вставьте Н или НН в имена прилагательные и причастия.
Деревянные украшения, крашенные полы, покрашенные волосы, мороженая рыба, орлиный взгляд.
25. Вставьте Н или НН в краткие имена прилагательные и причастия.
Движения медленны, взгляды едины, река скована морозом, пение монотонно, тесты проверены преподавателем.
26. Обозначьте слитное написание НЕ с именами существительными цифрой 1, раздельное – 2.
1 Неуспехи по службе, 1 ненадёжность
сведений, 1 неряшливость в одежде, глубокая 1 неприязнь, 2 не друг, а враг.
27. Обозначьте слитное написание НЕ с местоимениями и наречиями цифрой 1, раздельное – 2.
1 Нечего спрашивать, 2 не у кого спросить, ему всегда 1 некогда, 2 не глупо говорит, отвечал на зачёте далеко 2 не уверенно.
28. Обозначьте слитное написание НЕ с причастиями и глаголами цифрой 1, раздельное – 2.
2 Не заботился о родителях, никого 2 не спрашивая, 1 ненавидя хамство, 2 не встретив ни души, 2 не понимает задание.
29. Обозначьте слитное написание НЕ с причастиями и прилагательными цифрой 1, раздельное – 2.
2 Не нужен ребёнку; в такой 1 непривычной обстановке; 1 невыполненное условие договора; никем 2 не выполненное задание; 2 не трудный, а лёгкий вопрос.
30. Вставьте Е или И.
Ни о чём не сожалел, не с кем поговорить, там никогда бывал и я, нисколько не был похож, ни раз напоминал об этом.
31.Обозначьте слитное написание предлогов цифрой 1, дефисное – 2, раздельное – 3.
1 Несмотря на усталость, 3 вследствие непогоды, 1 ввиду болезни, 3 в связи с приездом гостей, 2 из-за недоразумения.
32. Обозначьте слитное написание слова цифрой 1, раздельное – 2.
Приют наш мал, 1 зато спокоен. Дорого, 1 зато мило. Благодарю вас 2 за то приглашение.
33. Вставьте безударную гласную в корне.
Заливные, распространять, зовут, правописание, целебная.
34. Вставьте непроверяемую гласную в корне.
Винегрет, кастрюля, багряный, генерал, поражение.
35. Вставьте, где нужно, удвоенную согласную.
Бассейн, иллюстрация, искусный, миллион, юный.
36. Вставьте, где нужно, непроизносимую согласную.
Поздний, известное, бесстрастно, участвовать, чувствовать.
37. Вставьте согласную в слово.
Дорожка, зыбкий, резкий, свадьба
38. Вставьте, где нужно, Ь или Ъ.
Сэкономить, пьеса, ручьи, съезд, небьющийся.
39. Вставьте, где нужно, Ь.
Прижечь, не тревожь, немощ, пахуч, рассчитаешь.
40. Вставьте в приставки согласные З или С.
Бесформенный, измениться, здесь, сделать, рассказать.
41. Вставьте О-А в корни с чередованием.
Растение, заря, загорать, коснуться, приложение.
42. Вставьте Е-И в корни с чередованием.
Заниматься, сочетание, соберу, зажигать, расстелить.
43. Вставьте О –Ё.
Шёлк, врачом, холщовая, зайчонок, горячо
44. Вставьте И – Ы.
С улицы, цифры, лисицин, цирковой, акация.
45. Вставьте Е – И.
О лекции, для Марии, о Дарье, на тропинке, в тетради.
46. Вставьте Е – И.
Смотрит, дышишь, увидел, увидим, борется.
47. Слитно – раздельно.
Небыл, не готов, неаккуратность, небольшой, не с кем.
48. Вставьте Ы – И.
Сверхинициативный, безызвестный, контригра, разыскивать, безысходный.
49. Определите ПРЕ – ПРИ.
Прикрыть, примета, преключение, преодолеть, препятствия.
50. Вставьте Н – НН.
Серебряный, ветреный, стеклянный, комариный, румяный.
51. Вставьте Е – И в суффиксы.
Нет времени, ключик, талантливый, замочек, причудливый.
52. Слитно, раздельно, через дефис.
Бледно-розовый, юго-запад, кто-то, древнерусский, с кем-нибудь.
53. Определите НЕ – НИ.
Ни с кем не разговаривай, никто не разговаривает, нескем поговорить, никакая, не о чем поговорить.