Выпишите в одну колонку слова-омонимы, в другую – многозначные, используя прием подбора слов-синонимов и прием образования новых слов.
Сесть за стол – платье село; справиться с работой- справиться по телефону; опушка леса- опушка пальто; выступить с помпой- качать воду помпой; карта мира- игральная карта; посадить в клетку – нервная клетка; лад у гитары – семейный лад; личные счеты- считать на счетах; материя вечная – шелковая материя; метать швы- метать гранату- метать икру; жать руку – жать сок – жать рожь; лист бумаги – лавровый лист.
По 1 заданию:
1.Многозначные слова сохраняют семантическую связь. Их значение соотносимо с основным значением исходного слова. Омонимы не связаны между собой каким-либо общим значением.
2. Многозначные слова являются однокоренными. Омонимы имеют разные корни, совпадающие только по форме написания.
3. К многозначным словам можно подобрать общий синонимический ряд. Омонимы не имеют общих синонимов.
1. Укажите, в каких значениях данные слова выступают как лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы.
Видение, запах, образ, орган, хаос, безобразный, запахнуть, парить, род, рваться, роман, стан, стих, строить, глас, глаз, тому, верхом, лавровый, бреду, острота, берегу, газ, молот, ком, пола, лава.
3. Подберите синонимы к приведенным словам и составьте с ними словосочетания и предложения.
Большой, бранить, удачно, клевета, препятствие, грустный, густой, даровитый.
4. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.
Лететь на самолете – лететь со стула.
2) Мудрый старец – мудрое решение.
3) Мутная вода – мутное сознание.
4) Лава вулкана – угольная лава.
5) Кирпичный завод – завод у часов.
6) Нагнать беглеца – нагнать тоску.
7) Халат из байки – слушать байки.
8) Напряженная работа – напряженные отношения.
9) Нести чемодан – нести наказание.
10) Консервная банка – песчаная банка.
11) Механический блок – военный блок.
12) Болтать ногами – болтать языком.
13) Земляной вал – стальной вал.
14) Номер автомобиля – номер одежды.
15) Оборвать лепестки – оборвать спорщика.
16) Внешний вид – глагольный вид.
17) Широкий ворот – грузоподъемный ворот.
18) Топить печь – топить корабль.
19) Освободиться от плена – освободиться от заведования.
20) Отделение в концерте – отделение в пехоте.
21) Глава правительства – глава книги.
22) Трудовая дисциплина – гуманитарная дисциплина.
23) Выбивать дробь – десятичная дробь.
24) Рабочий класс – подготовительный класс.
25) Хвойные леса – строительные леса.
ответ:Выпишите из предложений союзы. Определите, что связывают союзы — однородные члены предложения или части сложного предложения.
Составные и повторяющиеся союзы записывайте по образцу: как – так и.
Пример:
«Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией». — Союз не столько – сколько связывает однородные члены предложения.
1. Всю ночь лил дождь, так что к утру размыло все дороги. —
Союз
связывает .
2. Любовь моя вселяет страх, а не жалость. —
Союз
связывает .
3. Я старался успокоить его, но он не говорил ни слова в своё оправдание. —
Союз
связывает .
Объяснение:
1)Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. 2)Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 3)Мы принялись бегать по за край самого берега, и всё выходило отлично, несмотря на то что кое-где лёд ломался и выступала вода. 4)Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. 5)Незнакомец был невысок ростом, зато плечист .6)Если за день ничему не научишься, значит, весь день шёл назад. 7_Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена? 8)Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет.