Выполнение упражнений по теме: «Речевой этикет». Выразительные средства речи 1. Найдите речевую ошибку.
а) Извините, вы не подскажите, сколько время?
б) Выполнять поручение с особым старанием.
в) Ночью дети были у партизанов.
г) Хочешь чашку кофе? Нет, у меня от него аллергия.
2. Укажите слова, лексическое значение которых дано неверно.
а) Анекдот — короткий устный рассказ с неожиданной остроумной концовкой.
б) Анархизм — течение, проповедующее укрепление государственной власти.
в) Демография — наука, изучающая население и закономерности его развития.
г) Пантомима — театральное представление без слов, в котором чувства и мысли выражаются жестами, мимикой.
3.Лексическое значение слова указано неверно в примере:
а) Панацея — средство, которое может во всех случаях жизни.
б) Альтруист — тот, кто ненавидит людей, чуждается их
в) Парадокс — мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу.
г) Декадентство — преднамеренное воздействие на чувства, инстинкты малосознательной части общества для достижения своих целей.
д) Импресарио — художник по костюмам в эпоху Возрождения.
4. Речевые ошибки допущены в предложении:
а) Скрепя сердце он согласился на это предложение.
б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.
в) Он самый старейший член нашего коллектива.
г) Он поднялся рано, с зарёй.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
а) Апломб — излишняя самоуверенность в поведении, в речи.
б) Дебелость — задержка психического развития.
в) Педант — человек излишне самоуверенный.
г) Жеманный — человек, лишённый простоты и естественности.
д) Ренегатство — отступничество.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
а) Наступила минута прощальной разлуки.
б) Не любя жизнь, не сможешь понять её.
в) Молодой юноша быстрым шагом вошёл в комнату.
г) Кротким характером девушка выдалась в отца.
7. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
а) Гуманист — человек, относящийся к людям с любовью, заботой об их благе, уважением к человеческому достоинству.
б) Валюта — денежная единица, положенная в основу денежной системы какой-либо страны.
в) Регресс — направление развития от низшего к высшему, движение вперёд.
г)Презентабельный — видный, представительный.
д)Антипатия — чувство неприязни, отвращения.
8.Лексическое значение слова указано неверно в примере:
а) Елейный — приторно-ласковый, чрезмерно угодливый, деланно благочестивый.
б) Дубликат — замена речевой части звукового фильма новой записью, представляющей собой перевод на другой язык с языка оригинала.
в) Диссонанс — сочетание двух гласных звуков, произносимых в один слог; двугласный.
г) Резервация — вместилище для жидкостей и газов.
д)Провинциал — житель провинции, местности, отдалённой от столицы, центра.
9.Лексическое значение слова указано неверно в примере:
а)Геральдика — вс историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
б)Дефилировать — измерять ширину пучка световых лучей с диафрагмы.
в)Простофиля — простодушный человек, сердечный в обращении.
г)Завет — наказ, наставление, завещание, данное последователям или потомкам.
д)Репутация — создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо.
10. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
а)Структура — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение. Устройство, организация.
б)Петиция — официальная, коллективная в письменной форме, обращённая к высшим органам власти, к главе правительства, коллективное ходатайство.
в)Рейсфедер — военный корабль, отдельно ведущий вдали от баз самостоятельные боевые операции.
г)Денонсация — изменение нарицательной стоимости (номинала) денежных знаков в целях упорядочения денежного обращения.
Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:
1) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;
2) во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.
Глагол в времени в единственном числе изменяется по родам:
пароход отплыл, лодка отплыла, судно отплыло.
В мужском роде родового окончания нет: взял
В женском роде родовым окончанием является -а: взял-а
В среднем роде родовым окончанием является -о: взял-о.
Во множественном числе глагол времени по родам не изменяется и имеет окончание -и.
Сравните: ученики читал-и – ученицы читал-и.
Быть в лесу, наполненном дикими зверями, без огня, во время ненастья жутко. Сергей шел осторожно и прислушивался к каждому звуку. Шелест листьев, хруст упавшей ветки, шорох пробежавшей мыши,заставлявшей парня круто поворачиваться в сторону шума, в темноте залезшего в такой бурелом, из которого и днем-то не скоро можно выбраться... Ощущение страха не покидает того, кто смотрит на картину И. И. Шишкина " Бурелом " .Деревья разбросаны повсюду, все разрушено. Автор использует зеленые, черные, серые краски и умело сочетает их. Сломанные деревья здесь уже " оккупированы" мхом. Скоро он целиком скроет этих гигантов от глаз людей.
Свет на картине Шишкина борется с тенью. Художник показывает силу стихии, приведшую лесной мир в поэтический беспорядок. Сергей , нащупывая руками опрокинутые деревья, вывороченные пни, камни и сучья, ухитрился как-то выйти из этого лабиринта. Природа после такого случая, произошедшего с ним, стала еще роднее. Он рассказал о своих ощущениях художнику И. Шишкину. И мы теперь представляем себе силу стихии и видим лес глазами как Алексея, так и знаменитого пейзажиста.