Выполнить карточку. Спишите словосочетания. Найдите частицы. Определите их разряды. Частицы выделите в треугольник. Сначала напишите – «смысловая» или «формообразующая», а потом дальше определяете значение.
Не мог приехать, узнал бы точнее, пусть напишет подробнее, не было ни минуты, вряд ли придет, только в углу стояли, неужели рассвет, расскажи вот это стихотворение, более глубокое озеро, остаются лишь чёрные стебли, что за глазки, он ведь обещал.
Памятка для морфологического разбора глагола ( разбор как части речи)1.начальная форма – это неопределённая форма ,отвечает на вопросы –что делать? Что сделать?2.
Даю стишок ,чтобы запомнить порядок разбора: ВИД .ВОЗВРАТНОСТЬ ,ПЕРЕХОДНОСТЬ И СПРЯЖЕНИЕ(это постоянные признаки глагола)А ЗАТЕМ ( слово ЗАТЕМ как бы указывает на переход к непостоянным признакам )мы у глагола найдём наклонение ,время ,род ( или лицо) ну и, наконец , число.3.Синтаксическая роль в предложении.
Как определить эти категории?
Вид- бывает совершенный и несовершенный ,зависит от вопроса : что делать? –несовершенный,что сделать ?– совершенный (.подсказка – Если вопрос начинается с С ,то и вид с буквой С (=Совершенный)Если в вопросе нет С ,то и вид без -С –(несовершенный)-любить( что делать? ) -несовершенный вид ;полюбить – что Сделать ? –вид Совершенный.-
возвратность – зависит от частицы СЯ – есть СЯ – глагол возвратный ,нет СЯ – глагол невозвратный( умыть - невозвратный , умытьСЯ- возвратный)
Переходность –определяем так : надо К ГЛАГОЛУ задать вопрос винительного падежа без предлога :КОГО? ЧТО?- любить ( кого ? что?) – можно мысленно «прилепить» существительное –(маму или кашу) .Если существительное «лепится», то глагол переходный ,если – нет – ( например, бежать (кого? Что?) – нельзя "прилепить"существительное в винительном падеже без предлога – следовательно, глагол непереходный)Помни : если глагол возвратный ( то есть с частицей СЯ, он всегда непереходный )
СПРЯЖЕНИЕ –Запомни -ко 2 спр относятся ВСЕ глаголы на ИТЬ ( в неопр форме ) ,кроме БРИТЬ
СТЕЛИТЬ ( они -1 спряжения )
+ 11 исключений ( гнать ,держать ,смотреть и видеть
дышать ,слышать ,ненавидеть
и обидеть ,и терпеть ,и зависеть,и вертеть -вы запомните ,друзья ,их на Е спрягать нельзя .Все остальные глаголы - на АТЬ ,ОТЬ .ТИ .ЧЬ ,УТЬ и т д. это глаголы 1 спряжения
И ещё :в 1 спр - пишется Е ( гласная с 1 палочкой - как и само спряжение 1)-борЕтс
А во 2 спр пишется И ( гласная с двум палочками - как и в самом спряжении 2 ).строИт
Переходим к непостоянным признакам глагола.Наклонение ( изъявительное сослагательное ,повелительное ) – в основном глаголы стоят в изъявительном наклонении – это глаголы настоящего и будущего времени (стоит ,стоял постоит ),сослагательное наклонение – имеет при себе частичку –бы ( стоял бы ),а повелительное – содержит приказ : (Стой!)В изъявительном наклонении определим время ( см. выше )В зависимости от времени определим род ( если время мужской ,женский ,средний ) или лицо ( 1-ое 2-ое,3-е- если время настоящее или будущее)Ну и наконец – число ( единственное и множественное)Синтаксическая роль в предложении у глагола ,как правило ,- сказуемое.
1.В каком слове звуков меньше, чем букв?
Е. Тюль;
2.Какие согласные называются щипящими?
Д. ж, ш, ч, щ;
3.В каком случае в корнях –дир-, -дер-, -бир-, -бер-, -пир-, -пер-, -мир-, -мер- пишется и?
С. Если за корнем следует гласная а;
4.Что такое синонимы?
В. Разные по звучанию, но близкие или одинаковые по значению слова.
5. Найди неправильно составленное словосочетание:
В. Зеленая(ый) тополь (М.р);
6. Сколько падежей в русском языке?
С. 6;
7.Какие существительные относятся к разносклоняемым?
С. Существительные: знамя, имя, темя, время.
(10 на - мя + слово путь)
8. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм: «Хранить молчание»?
Д. Набрать в рот воды;
9. Выберите строку с буквой о в суффиксах.
С. КаблучОк, мышОнок;
10. Выберите строку с существительными второго склонения.
Д. Ружье, письмо;
11. На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?
В. Что сделать?
12. Укажите непереходный глагол:
Д. Пойти на стадион;
13. Укажите прилагательное, у которого нет полной формы:
А. Мал; В. Узок; С. Рад; Д. Трезв; Е. Болен; ?
14. Выберите строку слов с –нн-.
С. Утренний, комисионный;
15. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: То и дело оглядываясь без всякой надобности, он лениво шел по дороге и, по- видимому, раздумывал о будущем.
С. 3;
16. Укажите предложение, в котором дополнение прямое:
В. Каждое время рождает× свою романтику (вин.п.).
17. Укажите вид сказуемого в предложении: Стал он кликать золотую рыбку.
В. Составное глагольное;
18. Найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом:
Е. По старому камню×,
|изрезанному частой сетью глубоких трещин|, бегают тени.
19. Укажите правильный вариант пропущенных букв в предложении: Ребятишки самого различного возрАста, загОрелые, бронзовые, купались в нем, плавали наперегОнки, как настоящие плОвцы.
Д. а, о, о, о;