Выполнить стилистический анализ текста по плану:
1. Определить основную тему текста.
2. Определить сферу применения.
3. Определить функцию текста.
4. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане.
5. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст.
6. Определить форму реализации стиля.
7. Назвать стилевые черты, присущие тексту.
8. Проанализировать языковые особенности текста:
8.1 На лексическом уровне
8.2 На морфологическом уровне
8.3 На синтаксическом уровне
9. Определить, если это возможно, жанр текста.
10. Определить принадлежность текста к определенному стилю, подстилю.
Текст: Ольга смотрела на старуху и видела, как на лоб ей сел маленький черный жучок и подполз под
платок, в щелку над теменем.
— Жучок, — сказала она.
— Чего? — не поняла старуха.
— Жучок вам под платок заполз.
— И ляд с ним! Как заполз, так выползет... Андрей-то Петрович век свой прожил, — пустилась
в рассуждения бабушка. — Хоть жизнь его не больно баловала, знал и войну, и плен германский, а
солнце ему, всеж-ки, посветило. Кого жалко, так это Пашку. Золотой мужик, хоть пыли много. И
семью его жалко, аж не знаю как.
— А что с ним? — внутри у Ольги все мелко и часто дрожало, но голос звучал ровно.
— Приятеля на поминках в висок убил.
— За что?
— Да это он Косого-придурка. Тот вплел, кто Андрея Петровича сковырнул, и не сказал.
Побоялся. Два, говорит, амбала здоровенных, а с ними еще бабища, кобыла Господи! Это
она Андреем Петровичем распорядилась и еще орала на всех. Видать, из начальства. С таким
свяжешься — жизни рад не будешь.
— А номер?.. Чего же он номер-то не запомнил?
— Нешто он понимал в номерах? Говорю — дурачок. А глаз на личность имел вострый. Вот он
и ляпнул на поминках: а я знаю, кто твоего батьку ухайлакал. Так чего же молчал? А боялся. Ну,
Пашка с обиды и ахнул ему в висок. Кузнец!.. А у дурачка кость слабая. Восемь лет Пашке впаяли,
прокурор вовсе десятку требовал. Была семья — нету семьи: старики па погосте, сын в тюряге...
Постой, милка, ты куда? Может, тебе в правление зайтить? Глядишь, и сдадут избу Андрея
Петровича. Все равно пустует бабушка, я зайду.
— Правление как раз за магазином.
— Знаю До свидания.
— Привози мальца-то. Здесь воздух — хрусталь (Ю. Нагибин).
лукошко (корень – лукошк, окончание –а)- лукошЕк (беглая гласная Е, суффикс ОК) - лукошки (мн.ч.).
корзинка (корень корзин, суффикс – к, окончание –а) – корзинОк (беглая гласная О, суффикс ОК) – корзинки (мн.ч.).
опушка (приставка – о, корень пуш, суффикс –к, окончание – а) – опушЕк (беглая гласная е, суффикс ЕК) - опушки (мн.ч.).
Выделить с значка суффикс ^.
ТРОПИНКАМИ – тропинОК (беглая гласная О, суффикс ОК, выделить ^) – тропинки.
Тема: Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Цель урока:
- познакомить со сказкой, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Литература:
Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Ход мероприятия:
Стадия «вызов»:
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который подготовить учащимся к личностному восприятию произведения.
Это занятие начинаем с групповой работы. Разделим учеников на несколько групп. Учитель – ведущий, у него красивая палочка-выручалочка. Дети каждой группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас!» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не решить ту или иную проблему.
После этого можно провести беседу и предложить детям ответить на вопросы:
- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на что бы вы ответили?
- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на другим?
Стадия «осмысления»:
3. Далее предлагается сказка «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
Прогнозирование по названию: сказка называется «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
-Как Вам кажется, о чем эта сказка?
Текст читает учитель, делая остановки. После каждого отрывка учитель задает вопросы:
Медведь - Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные мёда.
Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.
Первая остановка:
1) Кто главные герои этого отрывка?
2) Как их звали? Опишите их?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
- Моё ухо - нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!
- Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!
Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но всё же отпустил.
Вторая остановка:
Почему Мишка посмеялся над Мышкой?
На что Мышка может пригодиться Мишке?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
немного времени. Медведь тёмной ночью вылез из берлоги, побрёл по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришёл Лесному Мишке!
Третья остановка:
Что случилось с Мишкой?
2) Предскажите окончание сказки и есть ли уверенность в счастливом конце?
Медвежий рёв разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему это Медведь так ревёт? Смотрит, а её силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовёт Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.
Четвертая остановка:
Подтвердились ли Ваши предположения об окончании сказки?
Как Проказница-Мышка Лесному Мишке?
Стали ли Проказница-Мышка и Лесной Мишка друзьями? Почему вы так думаете?
Расскажите, как взаимовыручка найти выход из следующих трудных ситуаций:
- У медведицы потерялся медвежонок.
- Волчица пропала, и волчата остались одни.
- У белки украли все запасы на