Выполнить задания по тексту Уголок России – отчий дом …
Их было примерно четыреста – мальчишек и девчонок, влюблённых в геологию или
археологию, - исследующих памятники России или суровые будни Великой Отечественной,
собирающих предметы старины или народные сказания, песни. На слёте каждый представлял
свой уголок Родины и знакомил участников с результатом своей поисковой работы.
Следопыты из Кисловодска увлечены лермонтовской темой, казалось бы, все давно
знают о поэте всё, но им удалось создать совершенно новую экскурсию по городу, связанную
с именем Лермонтова. С «Героем нашего времени» в руках шли ребята по своему городу.
Находили места, в которых происходили описанные Лермонтовым события. К их
изумлению, многое сохранилось, нашли даже очень старую липу, по всем признакам явно с
той аллеи, что упоминается в «Княжне Мери». Удивительно было стоять возле неё, держа
перед собой раскрытую книгу. Или подняться на скалу, где произошла дуэль между
Печориным и Грушницким. Дух захватывало, когда делали исследователи шаг за шагом по
родной земле – одновременно по судьбе поэта и его героев. Вот и разработали они свой
вариант экскурсии, объединившей все эти поистине заповедные лермонтовские места.
Историки из Липецка познакомили слёт с происхождением народного костюма.
Ижевцы – с работой музея хлеба. Затаив дыхание, слушал слёт рассказ о том, как ребята из
клуба «Алые маки» (г. Чебоксары) отыскивают и с почестями предают земле останки воинов
Великой Отечественной войны.
- Если хочешь знать, уметь, - говорили ребята из Черкесска, - всё успеешь. Мы хотим
знать историю, обычаи своего народа. Мы карачаевцы, и очень любим свой славный уголок
Кавказа, где живут люди ста национальностей в доброте и уважении. Вот бы везде так!
-Приезжайте к нам в Калмыкию, - зовут юные исследователи, - поверьте, что это
удивительно богатый, добрый, теплый, музыкальный край!
-А может быть к нам в Воронеж? Здесь есть чудесный музей песни. А где, как не в
песне живёт душа народа.
Оглянись и ты вокруг. Может быть, и ты найдёшь для себя дело, которое будет
интересным тебе и полезным твоему родному краю.
(по материалам периодической печати, источник - ФИПИ, Сборник тренировочных
материалов для подготовки к Государственному выпускному экзамену)
1. Дайте связный ответ на вопрос, какому событию посвящен текст и кто стал
участником этого события?
2. Дайте связный ответ на вопрос, с какими чувствами выступают участники слёта,
представляя свои исследовательские работы.
3. Используя толковый словарь, объясните значение слов: следопыт, заповедный,
дуэль.
4. В тексте употреблен фразеологизм «затаив дыхание». Объясните, как вы понимаете
значение этого фразеологизма.
5. Составьте предложение с фразеологизмом «затаив дыхание», учитывая его
значение.
6. Дайте связный ответ, в каких ситуациях (по отношению к кому, когда) можно
употреблять фразеологизмы.
Количество букв Н в именах прилагательных зависит от того, с какого суффикса образовалось слово.
Если слово образуется с суффикса –Н-, удвоение согласных получается лишь в том случае, когда основа производящего слова оканчивается на Н. Например: СОН-Н-ЫЙ, БАРАБАН-Н-ЫЙ.
Если при образовании слова использовались суффиксы
–АН-, -ЯН-, -ИН-, то писать надо одну букву Н. Например: ГУС-ИН-ЫЙ, СЕРЕБР-ЯН-ЫЙ, КОЖ-АН-ЫЙ.
Если же суффиксы -ОНН- или –ЕНН-, то пишется две Н. Например: АВИАЦИ-ОНН-ЫЙ, СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ.
Запомните несколько исключений: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. В этих словах пишется удвоенная Н, несмотря на то что они образовались с суффикса –ЯН-.
Обратите внимание также на слово ВЕТРЕНЫЙ. В нем нет удвоенных согласных, так как это прилагательное образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с суффикса Н.
Есть также несколько прилагательных, для которых нельзя применить это правило, например: ЮН-ЫЙ, РУМЯН-ЫЙ. Дело в том, что эти слова образовались вообще без суффиксов. В них пишется одна Н, которая находится в корне.
по горизонтали:
1. Игра с мячом, окрашенными черно-белым цветом. (6 б)
2. Игра с сеткой, иногда на пляже (8 б)
3. ИГра с корзиной и с кирпичного цвета мячом! (9 б)
4. Игра заключена в том, что люди прячутся, а один ищет. (6 б)
По вертикали:
1.Игра сеткой, но детская! (пионербол) (9 б)
2. Игра, когда один осаливает, а остальные бегают от него (5 б)
3. Игра, В КОТОРОЙ НУЖНО ПРЫГАТЬ ПО КВАДРАТИКАМ, ПРОНУМЕРОВАННЫМ! 8 б
4. Игра, в которой один человек догоняет, а кого осалил, тот присоединяется к тому и тоже догоняет всех (сосиска) (7 б)