Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
Текст 1
Глубокой осенью заметно пустеют леса и п..ля на б..регах рек дольше задерж..ваются перелётные птицы. Иногда разд..ётся из(под) пр..брежного куста голос земл..ройки(4). Крохотные зверьки держались (с/з)десь и летом в густых тр..вяных дебрях хорошо скрывались от посторо(н/нн)его взгляда. А сейчас среди пор..девших трав заметить их стало ле..че.
Чаще других попада..тся обыкновенная бурозубка. Ростом она с маленькую домовую мышь, окраска тёмно(бурая). Но возле воды нере..ко можно увид..ть и более крупную водяную земл..ройку(2). Ч..рная, будто бархатная шубка, белое ш..лковистое брюшко и более дли(н/нн)ый хвост отл..чить её от других земл..роек.
Земл..ройки (не)впадают в спяч..ку. Когда идёт снег следы этих маленьких зверьков встречаются(3) особенно часто под старыми елями. Там прож..рливые крошки подб..рают (з/с)битых снегом с ветвей оц..пеневших насекомых и семена хвойных деревьев и берёз. Следы земл..роек трудно отл..чить от следов мелких грызунов. Но если научиш..ся разб..рать их тонкие строчки то увид..шь и узна..шь много интересного.
1. ДиспансЕр, слИвовый, ходАтайство.
2. Пара джинсов, четыре девушки, трое медвежат.
3. Искусные цветы. Правильно - искусственные.
4. В медицинских вопросах она была полной невежей. Правильно - невеждой.
5. Речевая избыточность.
6. По приезду домой. Правильно - по приезде.
7. Не робкой десятки.
8. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее.
9. Для публицистического стиля.
10. Открывая дверь, она легко скрипнула.
11. Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.
12. В художественном стиле.
13. Очерк, заметка, интервью.
14. Гордиться внучкой.
15. Более красивейший орнамент. Правильно - более красивый.
16. НЕТЕРПИМАЯ боль заставила Вадима потерять сознание. Правильно - нестерпимая.
17. ДЕПУТАТ – чиновник, назначенный на какую-либо высшую государственную должность. - неверно.
18. Антикварный - старинный, ценный.
19. Коснуться, предположение; непромокаемый, остановиться; обрамление, загорелые.
20. Волк меняет шерсть, да не повадки.
21. Для провинциального городка директор школы был весьма значимой фигурой. Собрание студентов – дипломников 5 курса состоится в 16 часов. В диссертации недостаточно представлен иллюстративный материал.
22. Высокий рейтинг.
23. -
24. Компетентное жюри, оконные жалюзи, горячий кофе, увлекательное домино, хорошее эспрессо, шоколадный трюфель, красивый какаду, зеленая кольраби, вкусное пюре. жёлтое такси, просторное купе, стильное кашпо.
25. - У крыльца толпились кучера (ист.) в ливрее (ист.) и в усах, скороходы (арх.), блистающие мишурой, в перьях и с булавами, гусары (ист.), пажи (ист.), неуклюжие гайдуки (арх.), навьюченные шубами и муфтами (ист) своих господ (арх).
26. От альфы до омеги и кудыкины горы.
29. КАтера, офицЕры, ордерА, шУлеры, докторА, вЫборы, погребА, слЕсари, вОзрасты, констрУкторы.
«Высокая культура речи Заключается в умении найти не только точное средство для выражения Своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)» - эта фраза сказанна выдающимся лингвистом С.И. Ожеговым. В нее входит две части: лексика и грамматика. Давайте разберем смысл данного высказывания.
Разберем первую часть-лексика-это слоарный запас языка. К ней относится метафора,эпитет(красочное приувеличение), гипербола(сильное приувеличение),олицетворение и так далее. В тексте Анатолиевича Греоргивеча, в предложении 3 автор использует текстовую метафору ("...Люси."). Он показывает французский манер. В предложении 20 автор использует старое слово ("чтили"). Он показывает какие в старину были слова, на данный момент к этому слову можно подобрать синоним-уважали.
Вторая часть-грамматика-раздел науки о языке. К ней относится морфемика,фонетика,синтаксис, пунктуация и так далее. В предложении 26-28 автор использует прямую речь "(Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит, ты с ним знакома. Художник – это его творчество».) Он это делает для того, чтобы использовать в диалоге чужие слова. В предложении 30 автор использует выделение ( «заберите ваши игрушки»). Он использует это для того чтобы показать слова, сказанные иронически.
Таким образом, С.И.Ожегова права, лексика и грамматика тесно связанны между собой