Выполните практические задания:
Задание 1. Подберите синонимы к фразеологизмам
Пример: тютелька в тютельку – очень точно
1. Без году неделя
2. Беречь как зеницу ока
3. Куры не клюют
4. Зарубить на носу
5. Отдать богу душу
6. Считать ворон
7. Рука об руку
8. Засучив рукава
9. Водить за нос
10. Не верить своим ушам
Задание 2. Запишите предложения. Найдите в предложениях фразеологизмы и подчеркните их как члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Помните, что фразеологизм всегда является одним членом предложения.
1. Вся дворня чуть не с голоду умирает и бьет баклуши в совершенном бездействии, а тут рядом с нею и теплицы, и оранжереи, и грунтовые сараи. (А. А. Фет. Из деревни)
2. Знали бы бойцы, близ какого богатства они тут храпели без задних ног! (Анатолий Приставкин. Ночевала тучка золотая)
3. Внимание, господа, гвоздь программы ― индейка с орехами! (Василий Аксенов. Любовь к электричеству)
4. Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, ― один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. (Н. В. Гоголь. Ревизор)
5. Еще одна буря в стакане воды произошла на ровном месте. (Леонид Зорин. Юпитер)
Відповідь:
№1. Сделайте разбор предложений по членам. Укажите разряды местоимений. ФОТО
№2. Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Укажите разряды местоимений.
1. Ночи были темные, звездные; ТАКИЕ (указательное) ночи бывают только в августе. 2. Уходя, я забыл СВОЙ (притяжательное) плащ. 3. Очень хочется повидать ТЕБЯ (личное), дорогой брат. 4. Мамы ВСЯКИЕ (определительное) нужны, мамы ВСЯКИЕ (определительное) важны (Mux.). 5. КАЖДЫЙ (определительное) из нас, учителей, готов отдать все СВОИ (притяжательное) силы делу воспитания молодых строителей.
№ 3. Составьте или подберите из художественной литературы предложения со следующими местоимениями в любом падеже: себя, такой, столько, свой, самый, всякий, никто, ничто, чей, который, кто-нибудь.
Нужно уважать себя и других. Я ещё не видел столько много снега. Свои интересы не важнее, чем чужие. Самый дорогой человек - мама. Всякое дело достойно уважения. Никто и ничто не может разубедить меня. Чей вопрос интереснее? Который час уже мучаюсь над задачей. Кто-нибудь обязательно придёт на .
№4. Составьте предложения с личными и притяжательными местоимениями, употребляя их в любом падеже: я — мой, ты — твой, мы — наш, вы — ваш
Я дорожу дружбой. - Мой друг дорог мне.
Обращаюсь к тебе с . - Твоя меня озадачила.
Мы любим проводить время вместе - Наш отдых всегда проходит весело.
Рады видеть вас на празднике. - Ваш приход обрадовал всех.
Пояснення:
Летчик, который в детстве хотел стать художником, повтречал в пустыне, приземлившись во время аварии, мальчика. Это был Маленький принц с астероида. Он жил там, занимаясь маленькими, но важными делами, пока на астероид не занесло Розу. Общение с капризной красавицей сподвигло Принца на путешествие по мирам. Он посетил шесть астероидов, но не понял взрослых, которые там жили. А на земле он встретил змейку, Лиса и летчика. Лис научил Маленького принца дружить, летчик стал его другом и подарил свои рисунки, смысл которых понял только ребенок, а змейка вернуться домой, когда малыш заскучал по нему.