Выполните тест.
1-я группа
1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
3) Здорово, юный жених!
4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
2-я группа
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
3-я группа
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)
2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)
3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)
4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)
2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)
3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)
4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)
2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)
3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)
4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)
ответ:1. Азбука-подлежащее, ступенька -сказуемое, то есть именная часть составного именного сказуемого, выраженная существительным. Здесь глагол ,,быть" является нулевой связкой,
2 Товар -подлежащее, хорош-именная часть сказуемого, выраженная кратким прилагательным.
цена-подлежащее, хорошая -именная часть сказуемого, выраженная именем прилагательным.
3. Подлежащих нет, Замешено- сказуемое, выраженное кратким причастием, не пропечено-сказуемое, выражено кратким причастием.
4Два да два-подлежащее, будет четыре- сказуемое с глаголом-связкой будет и именной частью четыре, выраженной числительным.
5. Хорошо-сказуемое, выраженное наречием, невпопад-скауемое, выраженное наречием с нулевой связкой глагола быть .
6. Твое- подлежащее, моё-сказуемое, выраженное местоимением, моё-подлежащее, сказуемое, выраженное местоимением .
7. Семь бед-подлежащее, один ответ-сказуемое, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием
1. На твоих (твой) церквах старинных (старый) вырастают (раст/рас/рощ) дерева (дерево, деревья); глаз (глаза) не схватит улиц длинных... Это матушка Москва.
2. Здесь, в старых переулках за Арбатом, совсем особый город (города)
3. «А где мой товарищ (м.р. на шипящий в конце, ь не пишется)? - промолвил Олег (Олега), -
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег (бега)?»
4. В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла (нес), потихоньку (тихо) прикусила и кусочек проглотила... Пёс на яблоко стремглав с лаем кинулся,
злился, проглотил его, свалился...