Выполните задания:
1 Перепишите, раскрывая скобки.
(Вагоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (естественно)
исторические условия, (железно) дорожное движение, (машино) строительный
завод, (металло) режущий станок, (поле) защитные насаждения, (рельсо)
прокатный стан, (сельско) Хозяйственные машины, (сложно) сочиненное
предложение, (средне) годовой доход, (трудо население, (чугуно)
литейный завод, орехово (зуевский), дизель (моторный). (Бледно) розовый,
(блекло) желтый, (бутылочно) зеленый, (золотисто) желтый, (изжелта) красный,
(иссиня) черный, (лимонно) желтый, (молочно) белый, (мутно) зеленый, (пепельно)
седой, (светло) голубой, (сиренево) оранжевый, (тускло) серый, (ярко) красный.
2.Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставьте
пропущенные запятые.
1 При вид.. такой сцены ее лицо стало (матово) бледным. 2 (Мутно)
багровые пятна зарев в..сели по краям неба. 3 Только Донец широкий плавный в
этих местах катил по-прежнему свои (мутновато) теплые воды. 4 Он сидел
(изжелта) бледный. 5 Из-за холмов неожиданно показалось (пепельно) седое
кудрявое облачко. 6 Красив был разбушевавшийся (темно) фиолетовый океан. 7
На стене в..сел пейзаж Марке (зеленовато) серая вода и старая лодка. 8 (Сине)
л..ловые карлики змеи буквы метались по ф..садам домов. 9 Вся п..верхность
земли пр..дставлялась (зелено) золотым океаном... . 10 От свежих (з..лотисто)белых щепок грудами лежа..ших окол.. (ярко) влажных пней веяло особе(н,нн)ым
(чрезвычайно) пр..ятным горьким запахом древ..сины .
В течении небольшой реки попадалось много упавших деревьев.
2. Вследствие рассеянности некоторые люди не обращают внимания на важные детали.
В следствии по делу были выявлены многочисленные нарушения.
3. Они бежали навстречу друг другу.
На встречу бывших выпускников пригласили классных руководителей и многих учителей-предметников.
4.Ввиду многих обстоятельств прийти к соглашению не удалось.
Я имел в виду совсем другое.
5.Насчет этого вопроса у меня свое мнение.
Мы положили деньги на счет в N банке.
Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диалог между одним учеником и учителем в классе при традиционной организации обучения происходит нечасто: в классе редко случается возможность многократного обмена репликами с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то такой диалог ориентирован в основном на класс в целом, на усредненного учащегося с целью получения коллективного результата. Внимание, интерес к одному ученику (даже несмотря на то, что этот интерес оказывает глубокое и воодушевляющее воздействие на учащегося), к сожалению, лишь эпизод в работе учителя на уроке, поскольку перед ним обычно стоят более широкие задачи.
Наиболее распространенными в классе являются разнообразные формы диалога учитель – учащиеся, наиболее типичной из которых является руководимое учителем совместное обсуждение решения учебной задачи всем классом, а также другие формы фронтальной работы (беседы) во время урока.
И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
В процессе педагогической деятельности учитель ставит перед собой следующие цели: оптимизировать процесс решения учащимися конкретной учебной задачи путем эффективного управления деятельностью; в ходе этого управления создавать условия для стимулирования психического развития учащихся; предпринимать усилия для целостного гармонического развития личности учащихся.
Учащиеся в процессе учебной деятельности не осознают всех учебных целей, особенно отдаленных. Чаще их цель связана лишь с решением конкретной учебной задачи.
В учебном диалоге, направленном на решение учебной задачи, эта цель конкретизируется в ряде подцелей: уточнении условий задачи, ее данных и искомых, выяснении непонятных моментов путем получения дополнительной информации, выработке и обосновании своей точки зрения, изменении своей позиции для того, чтобы партнер ее понял, получении его оценки, корректировки результатов решения.
Поскольку школа является социальным институтом, а учитель – представителем общества, то в диалоге учитель – учащийся последний стремится в наилучшем виде представить для оценки свои знания и получить социальную санкцию в виде одобрения учителя.
В отличие от учащихся, которые в большинстве случаев ограничиваются в конкретной ситуации осознанием ближайшей цели обучения – решения учебной задачи, учитель осознает одновременно ближайшие и отдаленные цели своей деятельности. Его деятельность тем эффективнее, чем в большей степени он обладает умением и мастерством планировать и оценивать каждое свое воздействие с учетом ближайших и отдаленных целей.
Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения указанных обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых в зависимости от конкретной цели данного фрагмента обучения может быть сообщение информации, постановка задач, выдвижение требований, диагностика понимания учащимися задачи, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнение, коррекция деятельности учащихся, оказание им оценка достигнутых результатов и пр. При этом при необходимости каждая реплика может содержать воспитательный импульс и оказывать своего рода психотерапевтическое воздействие на личность учащегося: поддерживать его веру в свои силы удерживать в некотором привычном пределе уровень самооценки, ликвидировать, в случае необходимости, отрицательные тенденции в организации межличностных отношений в коллективе и нежелательные проявления в поведении отдельных учащихся и т.п.
Многоплановость целевой направленности учебного диалога означает, что этот диалог фактически не имеет конца. Если конкретные фрагменты диалога заканчиваются вместе с решением конкретной задачи, то в целом этот диалог длится на протяжении всего обучения и заканчивается с прекращением общения учителя с учеником. Цели учебного диалога не исчерпываются отдельным фрагментом общения: то, что для ученика выступает как решение конкретной задачи, для учителя представляется как усвоение решения задач данного типа; то, в чем ученик усматривает усвоение для учителя является условием для развития его то, в чем учащийся усматривает развитие своих для учителя выступает как предпосылка развития его личности.