Выполните задания:
1. Приведите примеры:
— конкретных, отвлечённых, собирательных и вещественных имён
существительных;
— одушевлённых и неодушевлённых имён существительных;
— собственных и нарицательных имён существительных;
— существительных в форме единственного и множественного числа;
существительных 1, 2 и 3 склонения, разносклоняемых и несклоня-
емых имён существительных.
2. Выпишите все существительные, в которых есть суффиксы, выдели-
те их.
3. Выпишите предложения, иллюстрирующие написание не с суще-
ствительными. Устно объясните слитное и раздельное написание не.
4. Во втором предложении подчеркните существительные как члены
предложения.
5. Сделайте морфологический разбор нескольких существительных.
При подготовке выступления оратор в первую очередь должен четко определить его тему и строго придерживаться её. Беспредметное выступление, когда говорящий «растекается мыслью по древу», не может вызвать интереса у присутствующих, раздражает их. Затем определяется основная коммуникативная задача (сделать простое сообщение, убедить в чём-либо слушателей или переубедить их, склонить их к определённой точке зрения, опровергнуть чужое мнение, дополнить информацию, уже известную аудитории), а также средства, которые ее реализовать. Определив коммуникативную цель, важно увязать её с интересами аудитории — выстроить выступление так, чтобы слушатели очень хорошо себе представляли, какую пользу для себя они могут извлечь из прослушанного выступления. Важно также продумать центральные идеи своего выступления и отработать моменты, на которых желательно остановиться подробнее.
Не торопись, выполняя задание. — когда? что делая?
Напиши словарные слова, проверив по словарю. — когда? что сделав?
Читайте текст, интонационно выделяя имена собственные. — как? что делая?
Читай текст, выделяя главное. — как? что делая?
2. Укажите примеры, в которых выделенные слова – деепричастия.
поливая кактусы — деепричастие
расцветающие подснежники
садовник, поливающий розы
поливала орхидею
обильно полив георгины — деепричастие.
полив растений
расцвет творчества
расцвела яблоня
3. Установите соответствие между деепричастиями в словосочетаниях и их видом.
включаясь в работу — несовершенный вид
достигнув высокого результата — совершенный вид
возвратившись к истокам — совершенный вид
ища лучшее решение — несовершенный вид
забыв об усталости — совершенный вид
закаляя волю — несовершенный вид
4. Укажите возвратные деепричастия.
дружа
кружась — возвратное
любя
забывая
призывая
стараясь — возвратное
откликнувшись — возвратное
4. Укажите возвратные деепричастия.
призывая
стараясь — возвратное
откликнувшись — возвратное
кружась — возвратное
любя
дружа
забывая
5. Укажите морфологические характеристики деепричастия из афоризма.
Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт (Ф. М. Достоевский).
деепричастие совершенного вида; не изменяется
6. Укажите признаки наречия у деепричастия из афоризма.
Смеясь над собой, мы избавляемся от насмешек (А. Ратнер).
не изменяется; в предложении является обстоятельством; зависит от глагола-сказуемого
7. Укажите верные утверждения.
Деепричастие обозначает добавочное действие.
Деепричастия не изменяются.
Деепричастие объединяет в себе свойства глагола и наречия.
В предложении деепричастие выполняет функцию обстоятельства.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
7. Укажите части речи выделенных слов. Установите соответствие.
сконструировал скворечник — глагол
оригинальный скворечник — прилагательное
сконструировав скворечник — деепричастие
сконструированный скворечник — причастие