Выполните задания.
1. Спиши, расставляя запятые и пропущенные буквы, раскрывая скобки. Найди в предложениях главные и придаточные части, составь схемы предложений.
• Нельзя передать словами всё что видят глаза когда стоиш_ у реч_ки.
• Люди с (не)т_рпением ждали когда появ_тся афиши возв_щающие о том что выступа_т поэт Владимир Маяковский.
• Анфиса знала что на библ_отечных полках запрятан_ы такие сокровища мысли и поэзии что от одного восп_м_нания о них у неё темнели глаза.
• То что мы и_пытываем когда быва_м влюблен_ы быть может есть нормальное состояние. (А. П. Чехов)
Задай вопросы и определи виды придаточных предложений.
2. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни грамматические основы. Двойные союзы возьми в овал, одиночные с указательными словами обведи квадратом.
• Ольга проснулась оттого что из сада в раскрытую форточку врывался громкий щебет.
• Если человек стал хуже то всё ему хуже кажется.
• Чем тени сумрачней ночные тем звёзды ярче и ясней.
• В сторожке всё сохранилось так как было при жизни охотника.
• Погода была холодная, ветреная так что сугробы намело выше окон.
• В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
• Ни разу не сбившись с дороги, они дошли до вокзала, купили билеты, и на глазах у потрясённых гидов, столпившихся на перроне, уехали в Афины. (В. П. Катаев)
• В Афинах так же решительно и молчаливо они отыскали другой вокзал, откуда незамедлительно и отправились в древний город на дачном поезде. (В. П. Катаев)
• Когда по ступенчатым улицам Василий Петрович и мальчики взобрались на гору, усеянную мраморными обломками, и вдруг увидели Акрополь, Парфенон, Пропилеи, они ахнули от изумления. (В. П. Катаев)
• Как все грандиозные архитектурные сооружения, они сначала показались совсем небольшими и изящными на фоне дикого, пустынного неба такой яркости и синевы, что закружилась голова, как от полёта в пропасть. (В. П. Катаев)
• Вы не можете себе представить, какое впечатление производят эти развалины. (В. П. Катаев)
3. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы)
Как(бы)1 (н..)2тяжела и (н..)3страшна была война юность (н..)4хочет видеть опасность для себя
4. Найди соответствие выделенных пронумерованных запятых и обоснования их постановки
Будь я один,(1) я бы давно заплутался,(2) но мой напарник,(3) Леонтий Сергеевич,(4) страстный охотник и рыболов, а в свободное от рыбалки и охоты время — искусствовед,(5) уверенно шагал вперёд,(6) не давая весеннему потопу сбить себя с толку (Ю. Нагибин).
а) разделяет однородные члены
б) выделяет обособленное приложение
в) отделяет обособленное обстоятельство
г) отделяет равноправные части в составе сложного
д) отделяет придаточную от главной
5. Выполни задание по тексту.
1. Выпиши предложения, в которых есть придаточные времени. Подчеркни в них грамматические основы, обозначь средства связи.
На закате
(1) Я впервые попал на охоту в полнолуние. (2) Ещё вовсю играл закат, когда появилась большая сдобная луна и стала против уходящего солнца. (3) Впрочем, она не стояла на месте, всё время подымалась вверх, накаляясь розовым и увеличиваясь в объёме. (4) Она очень отчётливо рисовалась не кругом, а шаром, густо-розовым, с синеватыми пятнами её рельефа. (5) Когда закат потух и остался едва приметный багрец за тучей, накрывшей горизонт, луна стала золотой и блестящей и от неё в воду спустился золотой столб. (6) Опять же, не полоса, а именно столб, колонна, нечто плотное, объёмное, округлое. (7) По мере того как луна подымалась, колонна всё наращивалась и вскоре стала несказанно величественной. (8) Но в какой-то миг, упущенный мною, когда она уже должна была подвести капитель под мой шалаш, вдруг резко сократилась и стала круглым пятном на воде: зеркальным отражением лунной рожи. (9) И наступил вечер.
По Ю. М. Нагибину
2. Объясни постановку знаков препинания в предложении 5.
3. Обозначь в тексте конструкции, осложняющие предложения.
4. Установи значение выделенного слова, используя толковый словарь или интернет-ресурсы.
5. Назови, какие выразительные средства использованы в этом тексте.
волна́ – во́лны, мячи́ – мя́ч.
проверки безударных гласных в корне
1. Подбор однокоренных слов:
соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий, возду́шный – во́здух.
2. Изменение формы слова:
окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.
При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое
значение:
спешу́ (в школу) – спе́шка, спишу́ (текст) – пи́шет.
Летнее, июльское утро!-Односоставное, повествовательное, восклицательное, простое, Утро-подлежащее.
Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве.- Двусоставное, повествовательное, невосклицательное, простое. След-подлежащее, ложится-сказуемое.
Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи.- Односоставное, повествовательное, невосклицательное, простое. Обдает-сказуемое.
Воздух весь наполнен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки.- Двусоставное, повествовательное, невосклицательное, простое. Воздух-подлежащее, наполнен-сказуемое.