Я считаю, что нашему языку ничто не угрожает. Но есть серьёзная угроза речевой культуре (и культуре в целом), когда человек даже не представляет себе богатейших ресур- сов и возможностей родного языка в его познавательной и коммуникативной функции. Противостоять этой опасности можно, только признав, что чувствовать язык так же ес- тественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, пе- чаль и радость, и чувство языка надо ценить и развивать. Ведь есть ещё и эстетическая функция языка, которая сов- сем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание.
1. Какие особенности публицистического стиля мы видим в этом тексте, посвящённом проблемам научным и соци- альным? Выпишите из текста слова и словосочетания, кото- рые связаны с наукой о языке (признаки научного стиля).
2. Определите тему, основные мысли текста.
3. Что такое чувство языка? Как его можно развивать? На-
пишите об этом.
4. Выпишите из предпоследнего предложения антонимы. Что достигается благодаря их использованию?
5. Укажите средства связи между предложениями в тексте.
а) однотематическая лексика б) лексический повтор
в) местоимения
г) союзы
д) вводные слова
е) неполные предложения
6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?
а) речевая культура
б) противостоять опасности в) эстетическая функция
г) чувство языка
д) богатейшие ресурсы
7. Произведите разбор предложения, соответствующего данной схеме: [ ], (что ), и [ ].
У бабушки в саду расцвели алые розы.Я подарил маме шикарный букет цветов со словами:,,Мама эти гвоздики расцвели именно для тебя.У меня в палисаднике расцвёл первый цветок.
Вечером я шёл по улице и увидел синий огонёк.Мы с мамой решали задачу и она мне сказала:,,В твоих глазах промелькнул огонёк знаний.
От мелкого уголька,до маленького огонька и до большого пожара.
В рассказе Шолохова подвиг человека предстал в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.
Андрей Соколов пережил все тяготы вой-» ны вдали от Родины. Его доля — бесчеловечные испытания фашистского плена. Не раз смерть смотрела ему в глаза. И вся суть рассказа в том, что каждый раз Андрей Соколов находил в себе мужество оставаться человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких людей и родного крова, его одиночество.
Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам на войне потерял все, что имел в жизни «для с «бя»: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.
Андрей Соколов говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»
После всего того, что он пережил, Андрей Соколов, казалось бы, мог счесть жизнь проклятием. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сироту и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.
М. А. Шолохов всей логикой своего рассказа доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное — человеческое и гражданское достоинство, любовь к жизни, человечность жить, бороться, трудиться. Он добр, доверчив к людям, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.
Андрей Соколов М. Шолохова — это подлинно русский человек, лучший представитель великого народа.