Яки поневоле»,
ая ненависть»,
Майка Гелприна: «Кочевники поне
«Хармонт. Наши дни», «Чужая нена
«Миротворец 45-го калибра» и др. Самыл
чительным в его творчестве, по мнению с
го писателя, является рассказ «Свеча горе
В этом фантастическом произведении ра
сказывается о далеком будущем челове
ства. Главный герой - учитель литературы,
который любит свой предмет, не представ.
ляет жизни людей без книг, несмотря на то
что в будущем им не нашлось места.
дея для детей сгу
ка
(Род. в 1961 г.)
Читаем и обсуждаем
Прочитайте «по цепочке» начало рассказа (в сокращении). Какие слова и
словосочетания вас удивили?
Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую
надежду.
— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под
тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серь-
езные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывеши-
вал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков.
- Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петро-
вич. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. По-
звольте узнать, каковы условия. «Задаром!» – едва не вырвалось
у Андрея Петровича.
- Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — Когда бы
вы хотели начать?
— Я, собственно... - собеседник замялся.
- Первое занятие бесплатно, – поспешно добавил Андрей Петро-
вич. - Если вам не понравится, то...
- Давайте завтра, - решительно сказал Максим. — В десять утра
вас устроит? к девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен
до двух.
170
- Устроит, - обрадовался,
- обрадовался Андрей Петрович. - Записывайте адрес
- Говорите, я запомню.
очь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной ком-
В эту ночь Андрей Пет
Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того
самого дня, как его уволили.
Вы слишком узкий специалист, - сказал тогда директор ли-
пя детей с гуманитарными наклонностями. - Мы ценим вас
опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы.
Новую работу найти не удалось, литература осталась в счи-
танных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались.
Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом
прекратил.
Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу при-
шлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но на-
дёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним - вещи,
А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспо-
минал об этом, – затем настала очередь книг. Древних, толстых,
бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хо-
рошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоев-
ский - две недели. Бунин – полторы.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг - са-
мых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми рас-
статься не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский,
Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки,
Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, - засуетился Андрей Петрович. — Присаживай-
тесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
- Счего вы посчитаете нужным. Понимаете, меня ничему не
учили.
- Да-да, естественно, - закивал Андрей Петрович. - Как и всех
прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают
почти сотню лет.
- Нигде? - с Максим тихо.
- Мне нелегко об этом говорить, - сказал он наконец. - Я осо-
знаю, что процесс закономерный, литература умерла потому, что
171
акой он – современный урок? Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий.
Сегодня, на мой взгляд, традиционный урок теряет свою актуальность, он дает мало возможности для творчества, лишает ребенка самого добывать знания, решать поставленные проблемы, иначе говоря, традиционный урок консервативен. Ученики превращаются в пассивных слушателей. А значит традиционный урок отходит в и нам, и нашим детям нужны современные уроки, актуальные. А какие же они должны быть?