Языковая ситуация в Казахстане регулируется КонституциейРеспублики и Законом «О языках в Республике Казахстан». Согласно Конституции в Казахстане государственным является казахский язык. Статус русского определен как язык межнационального общения. Согласно Закону Республики Казахстан от 11 июля 1997 года №151-1 «О языках в Республике Казахстан» в государственных организациях и органах местного самоуправления, наравне с казахским, официально употребляется русский язык. Государство проявляет заботу о языках диаспор, проживающих в Казахстане. Так, одна из статей Закона «О языках в Республике Казахстан» оговаривает, что «каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку. Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Во время принятия Закона «О языках в Республике Казахстан» в сентябре 1999 года придание русскому языку статуса языка межнационального общения, непризнание его наряду с казахским языком государственным, вызвало определенное недовольство, и проблемы социальной адаптации у части русскоязычного населения. Однако дальнейшая политика показала беспочвенность всех опасений.
В целях реализации взвешенной языковой политики указом Первого Президента Н.Назарбаева былапринята Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы. Цели программы –расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка; сохранение общекультурных функций государственного языка; развитие языков этнических групп. Реализация данной программы предполагает создание оптимального социолингвистического пространства, определяемого достижением необходимого функционального соотношения языков, использующихся на территории Казахстана.
Сбалансированный процесс языкового строительства является одним из наиболее социально значимых аспектов в жизни государства, поскольку упрочнению гражданского согласия в обществе и его дальнейшей консолидации. Этим обусловлена необходимость государственного регулирования вопросов языкового развития в стране.
Государством оказывается языкам всех диаспор, проживающих на территории Казахстана. В целях развития национальных языков и культуры в стране создана система воскресных школ по обучениюродному языку.Функционируют национальные детские сады, школы. В республике на 7 родных языках (казахском, русском, узбекском, уйгурском, таджикском, украинском и немецком) в дошкольных учреждениях обучаются и воспитываются 426 тысяч детей, а в общеобразовательных школах –свыше 3 миллионов.
Задание 1. Составьте предложения со следующими словосочетаниями: официальное признание, статус мировых языков, носитель языка, жизнь внутри нации, глобальные системы коммуникации.
Задание 2. ответьте на вопросы, используя информацию текста и главы II, III, IV Закона «О языках в Республике Казахстан»:
Могут ли на русском языке разрабатываться и приниматься законодательные акты республики?
Используется ли русский язык при создании и ведении документации в системе государственных органов?
В работе каких государственных органов русский язык используется наравне с государственным языком?
Может ли гражданин РК получить образование на русском языке?
Соответствия выделенным в предложениях частям речи с их морфологическими признаками:
1. Каждая такая встреча была для меня началом непонятной тоски.
- д) местоимение, определительное, употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода.
2. Так мне хотелось думать, и так я думал.
- в) глагол, невозвратный, непереходный, несовершенного вида, 1-го спряжения, в форме изъявительного наклонения времени, мужского рода, единственного числа.
3. В стихах и неясном волнении большая часть моей бедной и по существу горькой молодости.
- б) имя прилагательное, качественное, полная форма, употреблено в форме родительного падежа, единственного числа, женского рода.
4. Вместо стихов я написал свой первый рассказ.
- а) имя существительное, нарицательное, неодушевленное, 2-го склонения, мужского рода, в форме единственного числа, винительного падежа.
5. Вскоре я бросил писать стихи.
- е) наречие, обозначающее признак действия.
6. Маленький пароход пришел только к вечеру.
- к) частица, ограничительная.
7. Вернувшись в Киев, я тотчас сжег тетради с первыми ранними своими стихами.
- ж) деепричастие, возвратное, совершенного вида
8. Я совершенно бросил писать – на десять лет – и, как говорил Горький, «ушел в люди», начал скитаться по России.
- г) имя числительное , простое, количественное, в форме винительного падежа.
9) Но это была искусственно созданная жизнь.
- ё) причастие, невозвратное, совершенного вида, страдательное времени, в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
10. Во время работы надо забывать обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете.
- з) предлог, простой, непроизводный, управляет родительным падежом.
11. Я не был профессиональным наблюдателем или сборщиком фактов.
- и) союз, сочинительный, разделительный.
Володя облизнул пересохшие губы и спрыгнул вслед за Яшкой вниз. (простое)
Оглядевшись, он поразился мрачности, которая царила в этом омуте. (сложное)
Володя заморгал, покривился, посмотрел опять на воду, сердце его дрогнуло, он всё вспомнил… (сложное)
Вода в омуте давно успокоилась, рыба с Володиной удочки сорвалась, удочка прибилась к берегу… (сложное)
Светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась всё такой же черной. (сложное)
Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его тёплых струях. (сложное)
Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица! (сложное)
Голова Володи билась по земле, волосы светвлялись от грязи. (сложное)
Яшка выпустил Володины ноги, закрыл глаза и сел на землю. (простое)
Тогда Яшка вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слёзы, и он заревел. (сложное)