Языковая ситуация в Казахстане регулируется КонституциейРеспублики и Законом «О языках в Республике Казахстан». Согласно Конституции в Казахстане государственным является казахский язык. Статус русского определен как язык межнационального общения. Согласно Закону Республики Казахстан от 11 июля 1997 года №151-1 «О языках в Республике Казахстан» в государственных организациях и органах местного самоуправления, наравне с казахским, официально употребляется русский язык. Государство проявляет заботу о языках диаспор, проживающих в Казахстане. Так, одна из статей Закона «О языках в Республике Казахстан» оговаривает, что «каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку. Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Во время принятия Закона «О языках в Республике Казахстан» в сентябре 1999 года придание русскому языку статуса языка межнационального общения, непризнание его наряду с казахским языком государственным, вызвало определенное недовольство, и проблемы социальной адаптации у части русскоязычного населения. Однако дальнейшая политика показала беспочвенность всех опасений.
В целях реализации взвешенной языковой политики указом Первого Президента Н.Назарбаева былапринята Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы. Цели программы –расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка; сохранение общекультурных функций государственного языка; развитие языков этнических групп. Реализация данной программы предполагает создание оптимального социолингвистического пространства, определяемого достижением необходимого функционального соотношения языков, использующихся на территории Казахстана.
Сбалансированный процесс языкового строительства является одним из наиболее социально значимых аспектов в жизни государства, поскольку упрочнению гражданского согласия в обществе и его дальнейшей консолидации. Этим обусловлена необходимость государственного регулирования вопросов языкового развития в стране.
Государством оказывается языкам всех диаспор, проживающих на территории Казахстана. В целях развития национальных языков и культуры в стране создана система воскресных школ по обучениюродному языку.Функционируют национальные детские сады, школы. В республике на 7 родных языках (казахском, русском, узбекском, уйгурском, таджикском, украинском и немецком) в дошкольных учреждениях обучаются и воспитываются 426 тысяч детей, а в общеобразовательных школах –свыше 3 миллионов.
Задание 1. Составьте предложения со следующими словосочетаниями: официальное признание, статус мировых языков, носитель языка, жизнь внутри нации, глобальные системы коммуникации.
Задание 2. ответьте на вопросы, используя информацию текста и главы II, III, IV Закона «О языках в Республике Казахстан»:
Могут ли на русском языке разрабатываться и приниматься законодательные акты республики?
Используется ли русский язык при создании и ведении документации в системе государственных органов?
В работе каких государственных органов русский язык используется наравне с государственным языком?
Может ли гражданин РК получить образование на русском языке?
Любой человек сталкивался с трудностями в жизни. Но знаем ли мы, что такое настоящие трудности? Настоящие трудности, это препятствия на жизненном пути человека, которые проверяют его на прочность.
Примером может послужить «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. Алексей Маресьев - главный герой повести. Он столкнулся с критической жизненной ситуацией, когда после воздушного сражения его самолёт упал в глубокую чащу леса. Алексей сломал кости ног, получил сильное переохлаждение, но продолжал бороться за жизнь. Он полз из немецкого тыла 18 дней, практически без еды. Он столкнулся с настоящими жизненными трудностями и смог их преодолеть.
Смелость можно проявлять и в повседневной жизни. Можно привести несколько примеров. Начался пожар, вы в окружении маленьких детей. Вы даете детям мокрые тряпки и выводите их из помещения. Так вы проявили свою смелость, не побоялись преодолеть свой страх в экстремальной ситуации. Также, можно привести в пример элементарную ситуацию. Вы котенка с высокого дерева. Вы преодолеваете свой страх высоты и, тем самым, проявляете смелость.