ЯЗЫКОВАЯ СТИХИЯ (1) Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
(2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа».
(3) Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4) Придёшь
домой, берёшь газету, глядь - на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)
Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные
системы «Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома
приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех
(7) Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям - вопрос
непростой и неоднозначный. (8) Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей
потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9) Но когда сплошь и рядом в кириллические
устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт
не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками
(10) Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят
страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11) Но одно дело,
когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы
оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12) Любой юрист подтвердит, что это
нарушение гораздо более тяжкое.
(13) Модная певица и производители автосигнализаций, вернее их агенты по
рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в
погоне за оригинальностью. (14) Им кажется: внимание потенциальных потребителей
легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)
Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16) Расчёт, вероятно,
оправдывается, но насколько велика его отдача? (17) На мой взгляд, подобный подход к
формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное -
становится банальным. (18) Варианты Zемфира (равно как и Глюк'ОZА) и «Аl1игатор»
есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
(19) Применяя иностранные слова, мы не должны заниматься порчей языка. (20)
Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и
Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу. (21) Реальная жизнь, увы, приводит нам
примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать
свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит». (По С. Казначееву)
ответить на вопросы и выполнить задания.
1.Проблемный анализ текста.
1 Определите тему текста.
2 На сколько композиционных частей можно поделить текст? О чём говорится в
каждой композиционной части?
3 Какова основная мысль текста?
4 Какие проблемы поднимает автор в своём тексте?
5 Действительно ли заимствования «заполонили» наш язык и портят нашу речь?
Докажите свою позицию, опираясь на материалы исходного текста.
6 Согласны ли вы с утверждением, что для достижения поставленной цели «все
средства хороши»? Можно ли оправдать искажения русского языка? Какова позиция
автора по этому вопросу?
Задания для стилистического анализа текста:
1 Определите стиль текста. Докажите, ответив на вопросы ниже.
2 Назовите общие стилевые черты, присущие данному тексту.
3 Какова функция речи.
4 Определите, в какой сфере общения может быть использован данный текст.
5 Укажите языковые признаки, характерные для стиля данного текста.
6 Определите тип речи текста.
7 Найдите в тексте тезис.
8 Найдите в тексте вывод – точку зрения автора.
9 Прокомментируйте позицию автора и выскажите своё мнение по данной
проблеме.
Задания для языкового анализа текста:
1 Найти в тексте разговорные слова.
2 Найти в тексте фразеологические обороты речи. Объясните их значение.
3 Найдите сложные слова в предложениях 2, 10, 13.
Случилось странное, почти невероятное. Сапоги были не сшиты, а построены давно великим архитектором, сапожником Романом Петровым пьяницей неимоверным, но и мастером каких больше не осталось. И вот сапоги Романовой работы кончились.
Не то, чтобы кончились они совсем нежданно. Нет, признаки грозящей им старости намечались раньше и не один раз. Три пары каблуков и две подошвы переменил на них Николай.
А как это случилось неизвестно...
Снес их к сапожнику Романову наследнику, но наследнику. ни таланта, а мастерской. Тот как увидал поднеся к свету сразу сказал, что больше чинить не чего, кожа не выдержит. Николай и сам видел это и ни какой особенной надежды не питал.