Йдиктант с грамматическим на тему «односоставные предложения» для 8 класса.»
контрольный диктант с грамматическим на тему «односоставные предложения» для 8 класса.
посткроссинг
(1)представь себе: заглядываешь в почтовый ящик, давно скучающий без дела в нашу цифровую эпоху, и находишь яркую открытку из , италии или японии. (2)открытка от совершенно незнакомого тебе человека.(3) рассмотри загадочную посылку! (4)большая марка, почтовый штемпель, послание на незнакомом языке. (5)интересно, правда?
(6)а если почтовые карточки из разный уголков планеты будут приходить к тебе постоянно? (7) соберешь целую коллекцию! (8)а в ответ твои открытки разлетятся, как стая испуганных птиц, по всему миру. (9)это не так просто, как тебе кажется на первый взгляд! (10)нужно выбрать открытку, красиво оформить, придумать послание. (11)но для миллионов людей обмен открытками, или посткроссинг, стал настоящим увлечением.
(12)посткроссинг — это масштабный проект. (13)на сегодняшний день его популярность так велика, что во многих странах появились целые интернет-магазины с эксклюзивными открытками. (14)обязательно попробуй, возможно, тебе понравится.
вариант 2.
1. найдите во втором и третьем абзацах односоставные предложения, подчеркните грамматические основы, укажите тип односоставных предложений.
2. найдите во втором абзаце предложение со сравнительным оборотом, обозначьте его графически.
3. найдите в первом абзаце предложение с вводным словом, обозначьте его графически.
4. из предложения 11 выпишите грамматическую основу, определите тип сказуемого
Задание 1. Определите тип подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
1. (Когда зал погас) и (занавес поплыл в обе стороны), [Даша вздохнула, сломала шоколадку, положила в рот и внимательно стала слушать].
(Когда - =) и ( - = ), [- =, =, = и = ]. - СПП с однородным подчинением.
2. [Я зачитывался первыми рассказами Горького, дивился], (что нашелся большой художник, затронувший тот мир), (в котором я так долго вращался).
[ - = , =], (что = - ), (в котором - =). - СПП с последовательным подчинением.
3. [Оружием Пушкина были меткие остроты], (которыми он точно стрелами стал осыпать Воронцова), (как только, сквозь внешнее его благообразие, подметил его низкую и смешную сущность).
[ = - ], ( которыми - = ), (как только =). - СПП с последовательным подчинением.
4. (Если бы де Лонг проплыл на лодке несколько верст западнее и попал в северный рукав), [он был бы ], (так как, поднимаясь вверх, достиг бы тунгусских деревень).
(Если - = и =), [ - = ], (та как = ). - СПП с неоднородным подчинением.
5. [Говорили], (что три полка баварских передрались), (что немцы и испанцы взбунтовались) и (сам Наполеон ускакал во Францию).
[ = ], (что - = ), (что - и - =) и ( - = ). - СПП с однородным подчинением.
Задание 2. Определите структурный тип предложений: а) союзное (сложносочинённое или сложноподчинённое), б) бессоюзное. Укажите основное средство связи предикативных частей: а) союз, б) слово в роли союза, в) интонация.
1. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Бессоюзное, интонация.
2. Я наслаждался: какое великолепное дело пение!
Бессоюзное, интонация.
3. Мы ехали сзади: никто не видал.
Бессоюзное, интонация.
4. Через какие-нибудь четверть часа весь левый берег протоки оказался во власти стихии, на правом же, более высоком, вода заполнила ложбинки, проникнув во все лазейки и затопив лес...
Сложносочиненное, союз же.
5. Мы не надеялись более встретиться, однако встретились...
Сложносочиненное, союз однако.
6. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не пахнет цветами...
Бессоюзное, интонация.
7. Не знаю, завистью ее лукавый мучил, иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Сложноподчиненное, союз иль.
8. Начнем жить по-старому, то есть я тебе ни одного слова, ни намека.
Сложносочиненное, союз то есть.
9. Пусть роза сорвана, она еще цветёт.
Сложноподчиненное, союз пусть.
10. Трудно сказать, был ли он оскорблен подобным обращением.
Сложноподчиненное, союз ли.
Задание 3. Объедините простые предложения в бессоюзные сложные, расставляя необходимые знаки препинания. Определите отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Образец: Луны не было на небе. Она в ту пору поздно всходила. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Это двучленное бессоюзное сложное предложение с причинно-следственными отношениями между частями: вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.
1. Надвигалась осень - дни становились короче.
Это двучленное бессоюзное сложное предложение с причинно-следственными отношениями между частями: вторая часть является следствием того, о чем говорится в первой части.
2. Странное чувство охватило Сашу: все представилось ему необычайно сложным.
Это двучленное бессоюзное сложное предложение с пояснительными отношениями между частями: вторая часть поясняет содержание первой части.
3. В глухом высоком ельнике страшно: он весь скрипит.
Это двучленное бессоюзное сложное предложение с причинно-следственными отношениями между частями: вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.
4. Да! Теперь решено: без возврата я покинул родные поля.
Это двучленное бессоюзное сложное предложение с пояснительными отношениями между частями: вторая часть поясняет содержание первой части.
5. Вслед за ливнем приходит резкий холод - окна изнутри густо потеют. Это двучленное бессоюзное сложное предложение с причинно-следственными отношениями между частями: вторая часть является следствием того, о чем говорится в первой части.
1. Сложноподчинённое предложение:
Г. (В ком добра нет), [в том правды мало].
2. [Никогда не забывайте], (что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга).
Придаточное предложение стоит
Б. после главного предложения.
3. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени:
(Когда вечерняя заря погасла), [мы вернулись из леса].
4. Вид придаточных:
А. [На севере суровый климат], {несмотря на что?} (хотя там произрастает много редких растений).
• придаточное уступительное
Б. [Всюду, {где?} (где только лес был пореже), лежали на земле тени].
• придаточное места
В. [Мы не спросили], {о чём?} (чего он боится).
• придаточное изъяснительное
Г. [Ручей, {какой?} (вдоль которого они продвигались), принимал в себя всё новые звенящие родники].
• придаточное определительное
Д. [Хозяйка спросила], {о чём?} (действительно ли мы уезжаем).
• придаточное изъяснительное
5. [Надо поймать тот час], {какой?} (когда косые лучи начнут пронизывать лес).
Б. Придаточное определительное
6. Сложноподчинённое предложение с придаточным места:
Б. [Я поехал туда], {куда?} (где моё детство).
7. Какое предложение соответствует схеме:
[ ... ‚ ( ... ) , ... ] ?
А. [В тот час, (когда солнце всходит), птицы поют звонче].
8. Какая схема соответствует предложению:
[Мы плывём наудачу], (так как темнота после зарниц кажется ещё гуще).
А. [ ... ] , ( ... ).
9. Предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
В. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы ( , ) чтобы ты смог увидеть красоту, присущую ей.
10. Синтаксический разбор:
[Иван__ Иваныч__ приехал== на охоту_._._], (чтобы подышать== свежим~~ воздухом_ _ _).
Сущ, сущ, гл, пред, сущ, союз, гл, прил, сущ.
[ __ == ] , (чтобы == ).
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
Главное: двусоставное, распространённое, не осложнено.
Придаточное: односоставное, безличное, распространённое, не осложнено.