Ый рассказ окуль-
по данным фотографиям и надписям к ним составьте устный рассказ о
турных объектах всемирного наследия юнеско в казахстане.
мавзолей ходжи ахмеда ясауи
петроглифы археологического
ландшафта тамгалы
сарыарка - степь и озёра
северного казахстана
объекты великого шёлкового пути
1.Расставьте запятые, графически объясните постановку:
1) Город, ×(1) |раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки|, (4) поражал воображение путешественников.
×, |~~~|, - причастный оборот
2)Рыбак,(1) |склонившись лицом к самой воде|, (2) высматривал× что-то в глубине.
,|_. _. |, × - деепричастный оборот
3)И рыба, и пловец поплыли (1) между камнями×, (2)
|ощетинившимися во все стороны водорослями|, (3) к углублению в пористой скале.
×,|~~~|,... - причастный оборот
4)Мы смели веником с ботинок (1) подтаявший снег и (2) вошли в дом×, (3) |наполненный смехом и голосами|.
×,|~~~| - причастный оборот
5) |Позвав (1) |коротко остриженного| (2) слугу× в синем кафтане|, (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.
|_. _. |, × - деепричастный оборот
|~~~|× - причастный оборот
6) |Вспыхивая разноцветным опереньем|, (1) с дерева на дерево (2) перелетали× попугаи, (3) |даже на лету (4) не переставая тараторить|.
|_. _. |, ×, |_. _. | - однородные деепричастные обороты
7) Капли× дождя, (1) |сверкающие на солнце|, (2) похожи на крупные слёзы (3) плачущего ребёнка.
×, |~~~|,... - причастный оборот
8) Раньше в водолазы выбирали людей×, (1) |ломающих одной рукой (2) подкову| (3) и (4) |весящих не меньше семи пудов|.
×, |~~~| и |~~~|. - однородные причастные обороты
9) |Давно (1) опавшие| жёлтые (2) листья×, (3) |терпеливо ожидающие первого снега| (4) и (5)|попираемые ногами|, (6) золотятся× на солнце, (7) |испуская из себя лучи|.
|~~~| × - причастный оборот
×, |~~~| и |~~~|,... - однородные причастные обороты
×, |_._.|. - деепричастный оборот
2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли, (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами, (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
ответ: 1, 3
1. Амбра, (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная, (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
ответ: 1, 3
2. В Крыму Васильев подолгу любовался горами, (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
ответ: 1
3. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова×,(1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным, (4) известна сегодня каждому школьнику.
ответ: 1, 4
4. Нарядных бабочек-крапивниц,(1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце, (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
ответ: 1, 3
5. [Ученик первого класса бежал по коридору (1) сломя голову (фразеологизм)], (2) (будто за ним гнались). СПП
ответ: 2
6. Смешиваясь с солёными морскими ветрами, (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
ответ: 1
7. Вечером, (1) окончательно расстроенная, (2) она(личное мест.) всё же принялась за уборку квартиры.
ответ: 1, 2
8. Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались хитрить.
Без запятых
9. Сад, (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг, (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
ответ: 1, 2
1. Запятые:
1) Город(X),(1) /раскинувшийся со всеми своими колокольнями и башнями на правом берегу реки/,(4) поражал воображение путешественников.
2) Рыбак,(1) |склонившись лицом к самой воде|,(2) высматривал что-то в глубине.
3) И рыба, и пловец поплыли между камнями,(2) /ощетинившимися во все стороны/ водорослями к углублению в пористой скале.
(! между камнями, водорослями – однородные обстоятельства _._)
4) Мы смели веником с ботинок подтаявший снег и вошли в дом(X),(3)
/наполненный смехом и голосами/.
5) |Позвав коротко остриженного слугу в синем кафтане|,(3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.
6) |Вспыхивая разноцветным опереньем|,(1) с дерева на дерево перелетали попугаи,(3) |даже на лету не переставая тараторить|.
7) Капли(X) дождя,(1) /сверкающие на солнце/,(2) похожи на крупные слёзы плачущего ребёнка.
8) Раньше в водолазы выбирали людей(X),(1) /ломающих одной рукой подкову/ и /весящих не меньше семи пудов/.
9) Давно опавшие жёлтые листья(X),(3) /терпеливо ожидающие первого снега/ и /попираемые ногами/,(6) золотятся на солнце,(7)
|испуская из себя лучи|.
__
**Обозначить границы обособлений и подчеркнуть соответственно:
определения /~~~/
обстоятельства |_._._|
Определяемые слова обозначены (Х) – указать сверху.
__
2. Цифры, на месте которых должны стоять запятые:
1) Разноцветные заросли,(1) образованные одиночными и колониальными коралловыми полипами,(3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей в тихий солнечный день.
2) Амбра,(1) долго пробывшая в морской воде или специально очищенная,(3) имеет едва уловимый запах жасмина.
3) В Крыму Васильев подолгу любовался горами,(1) устремлёнными к солнцу,(2) и окутанными розовой дымкой деревьями.
4) Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова,(1) ушедшего из деревни с обозом в Москву и ставшего со временем величайшим учёным,(4) известна сегодня каждому школьнику.
5) Нарядных бабочек-крапивниц,(1) легко порхающих или греющихся на солнце,(3) можно увидеть в природе уже ранней весной.
6) Ученик первого класса бежал по коридору сломя голову,(2) будто за ним гнались
7) Смешиваясь с солёными морскими ветрами,(1) запах цитрусовых создаёт целебно действующую на людей атмосферу.
8) Вечером,(1) окончательно расстроенная,(2) она всё же принялась за уборку квартиры.
9) Утомленные маминой чистоплотностью,(1) ребята приучались хитрить.
10) Сад,(1) всё больше редея и переходя в настоящий луг,(2) спускался к поросшей зелёным камышом и ивняком реке.