Задание №1 Даны слова: пр мирять (друзей), зам.реть (от страха), прот рать (полы). п. ровать (за столом), изм. ,рять (давление), пот. рять (тетрадь), уп. раться (в стену), оп ряться (о птенцах), стирать (белье).
Выделите корни в анализируемых словах. Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правила, которыми вы при этом руководствовались. Распределите слова по группам в соответствии с этими правилами.
Укажите морфонологический признак (признак, связанный с фонетическим обликом морфем) в корнях данных слов, который четко позволяет отграничить зону действия одного правила от зоны действия другого. Примечание: слова в скобках даны как пояснение, анализировать их не требуется.
Задание №2
Русское существительное «юбка» восходит к арабскому слову Jubba, имеющему значение безрукавка К этому же слову восходят ещё три наименования видов одежды в русском языке: одно современное и два старинных. Назовите их, дайте толкование каждого
из названных слов.
Задание №3
Один известный советский писатель в своих размышлениях о судьбе языка попытался определить, какие «болезни» ему присущи. Самой опасной он назвал «болезнь» с таким «симптомом»: нецелесообразное, неуместное употребление таких слов и выражений, как «за неимением…», «ввиду отсутствия.", "учитывая вышеизложенное», "на основании сего» и др. Название этой «болезни» сегодня функционирует в языкознании как термин.
1. Что это за «болезнь»? Назовите термин.
2. По какой словообразовательной модели термин образован?
3. Приведите два слова, образованных по данной модели.
Задание №4
Укажите, какой морфемой или частью морфемы являются ий и ей в следующих
словах?
(Говори) смелей, синий (цвет), спрей (для волос), (священный) скарабей, лисий (хвост), (наслушаться) лгуний малыша), (заняться) куплей, (бильярдный) кий, кабаний (клык), (бывший) жокей, (выйти из) сеней, (посетить) дельфинарий, пулей
(вылететь из комнаты). Примечание: слова в скобках даны как нояснение, анализировать их не требуется,
Заданне №5
Переведите известное латинское выражение Aquila muscas non captat, сформулируйте толкование этого выражения, подберите к нему один синоним, запишите получившийся перевод, толкование и синоним, При переводе учтите, что одно из слов латинского выражения входит в состав русских фразеологизмов со значением: «о непонятном, необъяснимом поведении кого-либо», «о кротком добродушном человеке» Запишите эти фразеологизмы. К фразеологизму с одним из значений подберите два антонима, запишите их.
Задание №6
Определите, какой частью речи является тепло в приведенных ниже предложениях.
Чем является тепло- в предложении 10?
1) Тепло возникает от огня и горения 2) Действительно, даже чужестранец почувствует себя и в этам симом идомсивнем" из крупных немецких городов, 3) Было тепло и солнечно,
то, что осень в наступление, 4) Тепло, мягко, ощущение себя растворено
стаж)ухе, точно в этот только час ты можешь оставить знакомую фигуру и поплавать в высоте, 5) В половине окна тепло скитались, б) Одеяло было тепло, и после прогулки по весу особенно было в закутаться, 7) Тепло подводится к газу при постоянном давлении Когда м спросила, каком там в ноле-августе погода, то получила ответ: "Там всегда теном, 9) цель туристов на Бали - море, которое тепло а:мсэ в декабре, 10) Это физическое представляет собой процесс тепло- и массообмена в области поверхиостного натяжения
Задание №7
Определённые типы предложений реализует определённую функцию. В данном тексте пропущено слово (пропуск обозначен знаком «…»). Восстановите это слово, исходя из смысла текста и речевой ситуации, определите тип получившегося предложения, укажите, пользуясь терминами грамматикакую функцию выполняет это предложение в данном тексте и какую роль играет этот тип предложений в языке.
В фильме «Начало» есть такая сцена; непрофессиональная исполнительница роли
идёт на встречусо зрителями, естественно, очень волнуюсь, Далее - диалог с режиссером:
-Ты что дрожишь? - Яне дрожу (Местоимение)
Задание №8
Ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина М. Н.
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.
[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.
Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.
2) Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
"А я лучше у вас на крыше буду жить."3) "Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.4) "Иди к нам жить!" - отвечали звери.