Задание 1.
Из данных глаголов выберите такие, которые в сложноподчинённом предложении с придаточным изяснительным могут использоваться в главном предложении в качестве сказуемого. Составьте 3—4 предложения с этими глаголами.
Говорить, утверждать, думать, примирять, торопиться, соглашаться, преодолевать, находиться, сообщать, информировать, преподавать, вспоминать, пренебрегать, беседовать, приобретать, спешить, отмечать, аннулировать, ликвидировать.
Задание 2.
Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, употребляя в главной части глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, предполагать, жалеть. Для связи придаточных и главных частей сложного предложения используйте разные союзы и союзные слова. Постройте горизонтальные схемы этих предложений.
Задание 3.
Запишите высказывания русского поэта Н. Гумилёва. Сделайте пунктуационный разбор предложений, подчеркните грамматические основы. Сколько придаточных предложений во 2-м абзаце? Каково их значение? Составьте схемы сложноподчинённых предложений из этого абзаца.
Поэзия для человека — один из выражения своей личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия...
...Поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель. Ему надо, чтобы всем «была звёздная книга ясна» и «с ним говорила морская волна».
Задание 4.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, слова каких частей речи поясняются придаточными изъяснительными. Определите, что является общим для всех этих предложений и чем они отличаются.
1) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? (А. Пушкин) 2) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. (М. Лермонтов) 3) Тогда Никите представилось как на холодном, тёмном чердаке нанесло снегу. (А. Толстой) 4) Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. (Н.Асеев) 5) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. (К. Паустовский) 6) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом. (Р. Рождественский) 7) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговаривать Нина то (же) молчала. (К. Симонов) 8) И она уже думает, как (бы) дожить до Михайлова дня. (Ю. Казаков) 9) Собаки услышав что кто (то) идёт с лаем бросились к нам (на) встречу. (В. Арсеньев).
Задание 5.
Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными что меняется в предложениях при замене прямой речи косвенной.
1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов — это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец — добрый малый», — промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» — с Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)
ответ дан частично (т. е. не на все задания).
1. Крепкий орешек, небольшой подарочек, деревянный сарайчик, беленький зайчик, колючий ёжик/... (не понятно), плюшевый медвежонок, полевой колокольчик, маленький пастушок, чистый родничок, бумажный свёрточек, отважный разведчик, постановщик картины, переводчик с английского (буква "с" в этом случае не очень подходит, лучшим вариантом будет "переводчик (чего?) английского (языка)").
4. В поэзии, на яблоне, на взгорье в инее, о величие, в присутствии, к Марье Ивановне, в госпитале.
1) К школе Матвей относился как к неизбежному злу. 2) На уроки ходил, задания делал. 3) Но игнорировал все остальное: кружки, концерты, школьные спектакли, походы в кино. 4) Они с Олегом Денисовичем давно не понимали друг друга, еще с пятого класса. 5) Классный злился, что Матвей выбивается из общей массы, а поделать ничего не мог. 6) Внешкольная деятельность - дело добровольное, это Матвей четко знал. 7) И никто не имеет право заставлять. 8) Правда, Олег Денисович почему-то никак не хотел это признать и уже третий год все никак не мог успокоиться. 9) И фамилия у него была подходящая, прямо в точку – Докучаев. 10) Докучал он Матвею чрезвычайно, и тот в минуты сильного раздражения называл его Доставаев, или Досаждаев или вообще Надоедаев.
3. Относился
4. Они (мест.) с (предл.) Олегом(сущ.) Денисовичем (сущ.) давно (нар.) не (част.) понимали (глаг.) друг (мест.) друга (мест.), еще (нар.) с (предл.) пятого (числ.) класса (сущ.).
5. Ничего-отрицат., это-указат., никто-отрицат..
6. 2,3,5,8,10.
7. 5,6,10.