Задание 1. Комментированное списывание. Спишите предложения, найдите и обозначьте все орфограммы.
Если рус..кий язык – твой родной язык. то (с) ран..(его) де..с..ва ты г..в..риш.. (по) рус..ки. (Н..) кто (н..) разу (н..) ..делал тебе зам..чания, что ты со..сем (н..) зна..ш..свой р..дной язык, но п..чему (же) (в) пис..мен..ых работах ты (не) ре..ко д..пуска..ш.. (о)ш..(б)ки? (По Л. Виноградовой.)
Задание 2. Прочитайте предложения. Можно ли сказать, что их написал грамотный человек? Почему? Запишите предложения в соответствии с принятыми в русском языке орфографическими нормами.
Подумайте и скажите, что произойдет, если каждый будет писать так, как слышит и произносит?
А когда мы пишем так, как слышим? Можно ли сказать, что здесь транскрипция? Почему?
«Пративапаложный берик рики чирнеит // адни рамашки таращят глаза / новот уже и рамашек нивидна//».
Задание 3. Орфографическая дуэль. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.
- Запишите и вы словарные слова, запомнив их правописание.
Аквариум, бассейн, бок о бок, видимо-невидимо, впоследствии, галерея, дистанция, желанный, кованый, карикатура, мало-помалу, масса, на дом, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, ориентироваться, отразить, оттого что, по окончании, по совести, поразительный, прекратить, присутствовать, реальный, сатира, священный, точь-в-точь, чтобы.
Задание 4.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне «пять».
- Ребята ,откорректируйте работу Ошибкина ему получить «пятерку».
1) Спиши, объясни правописание:
(Не) зная, (не) годуя ,(не) выучив,(не)угасая,(не) навидя.
Ошибкин: - Все эти слова пишутся отдельно, потому что деепричастия, как и глаголы, с не пишутся отдельно.
2) Петя Ошибкин составил предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Исправьте ошибки в следующих предложениях, объясните причины допущенных ошибок. Объясните постановку знаков препинания.
а) Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр.
б) Возвращаясь из школы, меня застала гроза.
в) Хорошая книга это подарок, завещавший автором человеческому роду.
г) Читая эти строки, создается впечатление, что автор пишет о нас.
- Молодцы, ребята! Думаю, что Петя получит сегодня хорошую отметку.
Задание 5.
- Ребята, корректоры должны не только исправлять ошибки, но и уметь изменить конструкцию предложения, если есть необходимость. Сейчас мы с вами потренируемся в конструировании предложений.
1) Спишите, заменяя один из глаголов-сказуемых сначала причастием, затем деепричастием, далее попробуйте предложение заменить сложным. Составьте схемы всех полученных предложений.
а) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю.
б) Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.
в) Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.
г) Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.
д) Сестрёнка беспрерывно болтала и не слушала даже своих слов.
е) Гром не умолкал ни на минуту и оглушал нас.
2) Устраните повтор слова «который», объясните постановку знаков препинания.
а) У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света.
б) Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой.
в) Ребята часто ходят в лес, который находится недалеко от озер, в котором они ловят рыбу.
г) Туристы, которые шли по компасу, скоро выбрались на дорогу, которую размыли ливни.
д) По дороге, которая превратилась в сплошное месиво, ехала телега, которая едва передвигалась по такой грязище.
е) Мы подошли к домику, который стоял на небольшой полянке, которая была освещена яркими лучами солнца.
Как себя помню я была всю жизнь пуговицей.Мой папа,моя мама тоже были пуговицами.У меня было много сестричек,все мы были как две капли воды.Мы были зеленного цвета и жили на рубашке одного мальчика.Он всегда с бережностью относился к нам.Но однажды случилось страшное.Одна из моих сестриц выпрыгнула из рубашки и упала на пол.Хорошо что мальчик это заметил и вовремя поднял её.Нас отнесли домой и мама мальчика заново пришила мою нерадивую сестру.С тех пор никто не осмеливался выпрыгивать из рубашки,мало ли потеряемся