Задание 1.Кроме пометы спец. в словарях можно встретить и такие: морск., техн., мед. и др. На что указывают эти пометы? Какие пометы указывают на профессиональные слова вашей специальности. Приведите примеры.
Задание 2.Напишите профессиональные слова (не менее 10 слов), используемые в выбранной вами специальности. Дайте им определение, укажите сферу использования.
Задание 3. Прочитайте слова, правильно ставя ударение. Проверьте себя по словарю (см. Приложение). Объясните значение заимствованных слов. Составьте 3-5 предложений с данными словами.
Квартал, одновременно, аналог, оптовый, договор, доллар, дотация, менеджер, обеспечение (программное, финансовое), прибылей (прибыль), средства, константа, документ, вложить (деньги), бета-излучение, веб-страница, экспресс-информация, симметрия, хорда, паблисити, коммюнике, процент, соленоид, ходатайствовать, эксперт, намерение, дисплей, акторы, харизма.
Задание 4. Укажите, правильно ли употреблены выделенные слова, объясните их значение. Внесите, где необходимо, изменения.
1) Автор работы эффектно доказывает, что компьютеризация должна стать основным направлением технического прогресса во всех областях производства.
2) Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране.
3) Мы должны думать о путях повышения эффекта производства.
4) Дизайн этого компьютера довольно эффективен.
Придумайте предложения со следующими паронимами: представить – предоставить; деловитый – деловой – дельный; практический – практичный.
Задание 5. Найдите плеоназмы (лишние избыточные слова) в предложениях. Исправьте ошибки.
1) Открылось совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 2) Эти компьютеры по устройству и дешевы по стоимости. 3) Только в нашем супермаркете самые дешевые цены на бытовую технику. 4) Во вторник и в среду у вас возможно появление дополнительной подработки. 5) Именно разноплановый поиск в разных направлениях увеличивает шансы на успех.
АРКÁДА, -ы, ж. (А р х и т. ) Ряд одинаковых по форме и величине арок, опирающихся на столбы или колонны. Вот они, вздыбленные кони на Аничковом мосту, памятник Екатерине, аркады Гостиного двора.Никулин. Московские зори.[Франц. arcade] (МАС).Помимо правильного написания аркáда, ударения на втором слоге, толковый словарь сообщает сразу после заглавного слова, что это слово является именем существительным женского рода и в родительном падеже принимает окончание -ы, что это специальный архитектурный термин (помета «архит.») и что по происхождению это слово французское.
Пометы в словарях указывают на особенности использования или принадлежности слова к определенной сфере. Например:
- "морск." - указывает на то, что слово связано с морской тематикой;
- "техн." - указывает на то, что слово относится к технической сфере;
- "мед." - указывает на то, что слово связано с медицинской тематикой;
- "др." - указывает на представление другой пометы, которая может быть более специфичной для определенной сферы.
В моей специальности, как школьного учителя, примером профессиональной пометы может быть "учит." или "образов." для слов, связанных с образовательным процессом и учительской деятельностью. Например, "урок" - помечается как "учит." или "образов.".
Задание 2. Профессиональные слова используемые в моей специальности:
1) Учитель - человек, обладающий определенными знаниями и навыками для обучения учащихся в школе.
2) Урок - специально организованное занятие, на котором учитель передает знания и навыки учащимся.
3) Класс - группа учащихся, объединенных по возрасту и учебной программе.
4) Домашнее задание - задание, которое учитель дает ученикам для выполнения вне урока.
5) Оценка - система оценки знаний и успеваемости учащихся.
6) Контрольная работа - письменное задание, которое ученик выполняет, чтобы показать свои знания по предмету.
7) Учебник - основной учебный материал для учащихся.
8) Классный руководитель - учитель, который занимается организацией и воспитанием класса.
9) Расписание - график занятий и уроков.
10) Педагогическая конференция - мероприятие, на котором учителя обмениваются опытом и обсуждают педагогические вопросы.
Задание 3. Ударение в словах:
1) Квартал - [кварта́л], значение: территориальная единица, ограниченная улицами или другими преградами.
Пример предложения: Я живу в центральном квартале города.
2) Одновременно - [аднавреме́нна], значение: в то же время, совместно.
Пример предложения: Одновременно с уроками, я занимаюсь спортом.
3) Аналог - [анало́к], значение: предмет, явление или явление, сходное или сравнимое с другим.
Пример предложения: Мобильный телефон - аналог домашнего телефона, только более компактный.
4) Оптовый - [опто́вый], значение: относящийся к оптовой торговле или осуществляемый оптом.
Пример предложения: Оптовый склад предлагает скидки на большие партии товаров.
5) Договор - [догово́р], значение: соглашение между двумя или более сторонами о правах и обязанностях.
Пример предложения: Для покупки товара необходимо заключить договор с продавцом.
... и так далее для остальных слов.
Задание 4. Анализ выделенных слов:
1) Автор работы эффектно доказывает, что компьютеризация должна стать основным направлением технического прогресса во всех областях производства.
Правильно употреблено. Слово "эффектно" используется для описания способа доказательства автором, оно указывает на то, что доказательство было эффективным и убедительным.
2) Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране.
Необходимо изменить выделенное слово. Правильным будет использование слова "эффективное" вместо "эффектное", так как в данном контексте подразумевается эффективность управления экономикой, а не его эффектность.
3) Мы должны думать о путях повышения эффекта производства.
Правильно употреблено. Слово "эффект" используется в значении "результат" или "положительный эффект".
4) Дизайн этого компьютера довольно эффективен.
Правильно употреблено. Слово "эффективен" используется для описания хорошего функционирования или работы чего-либо.
Предложения с паранимами:
1) Я хотел бы представить свою идею и предоставить ее на рассмотрение.
2) Я деловой человек, у меня есть деловитый подход к работе и деловая манера поведения.
3) Это практический опыт, который поможет вам стать практичным и научиться применять знания на практике.
Задание 5. Плеоназмы в предложениях:
1) Открылось совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.
Лишнее слово: "штук". 30 тысяч - уже является количественным показателем и слово "штук" повторяет эту информацию. Исправленное предложение: "Открылось совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч изделий в год."
2) Эти компьютеры по устройству и дешевы по стоимости.
Лишнее слово: "по". Речь идет о характеристиках компьютеров и слово "по" ставит излишний акцент на эту характеристику. Исправленное предложение: "Эти компьютеры устройство и дешевы по стоимости."
3) Только в нашем супермаркете самые дешевые цены на бытовую технику.
Лишнее слово: "самые". Слово "самые" повторяет информацию о дешевизне цен и не несет дополнительной информации. Исправленное предложение: "Только в нашем супермаркете дешевые цены на бытовую технику."
4) Во вторник и в среду у вас возможно появление дополнительной подработки.
Лишнее слово: "возможно". Сказано, что у человека будет появление дополнительной подработки, следовательно она является возможной и лишнее слово не несет смысловой нагрузки. Исправленное предложение: "Во вторник и в среду у вас появление дополнительной подработки."
5) Именно разноплановый поиск в разных направлениях увеличивает шансы на успех.
Лишнее слово: "разноплановый". Слово "разноплановый" лишнее, так как уже из контекста ясно, что речь идет о поиске в разных направлениях. Исправленное предложение: "Именно поиск в разных направлениях увеличивает шансы на успех."