Задание 1. Напишите изложение по прочитанному отрывку из повести И.С. Тургенева «Бежин луг». Придумайте свою развязку произошедшим событиям. — Нет, я вам что, братцы, расскажу, — заговорил Костя тонким голоском, — послушайте-ка, намеднись, что тятя при мне рассказывал.
— Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя.
— Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?
— Ну да; знаем.
— А знаете ли, отчего он такой всё невеселый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, — пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи да и заблудился; зашел — бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, — нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, — присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит — никого. Он опять задремал — опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со́ смеху, смеется... А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц — всё, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидят на ветке, словно плотичка какая или пескарь, — а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный... Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, господь его надоумил: положил-таки на себя крест... А уж как ему было трудно крест-то класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается... Ах ты этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет... Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти... А только с тех пор вот он всё невеселый ходит.
I Обозначает признак предмета: какая река? - серебристая.
Н. ф. - серебристый.
II Морфологические признаки: постоянный - относительное; непостоянные - в ед. ч. , им. падеже, женском. роде.
III (Река какая? ) серебристая. (Подчеркните волнистой линией, в пунктах I и II вместо слова река впишите то существительное, с которым в вашем предложении согласуется прилагательное серебристая) .
Выплывает - глагол.
I Обозначает действие предмета: что делает луна? - выплывает.
Н. ф. - выплывать.
II Морфологические признаки: постоянные - невозвратный, несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения; непостоянные - в ед. ч. , изъявительном наклонении, настоящем времени, 3-м лице.
III (Луна что делает? ) выплывает. (Подчеркните двойной линией, в пунктах I и II вместо слова луна впишите то подлежащее, к которому в вашем предложении относится данное сказуемое) .
Избушку - существительное.
I Обозначает предмет: что вижу? - избушку.
Н. ф. - избушка.
II Морфологические признаки: постоянные - неодушевлённое, нарицательное; женского рода, 1-го склонения; непостоянные - в ед. ч. , в вин. падеже.
III (Вижу что? ) избушку. (Подчеркните пунктирной линией, в пунктах I и II вместо слова вижу впишите тот глагол, который управляет словом избушку).
Легко вообразить (переходной), дрессировать (переходной) медведя, познакомиться (непереходной) с соседом, восхищаться (непереходной) спектаклем, наслаждаться (непереходной) эффектом, олицетворять (переходной) терпение, торжествовать (переходной) победу, поражаться (непереходной) равнодушию, часто раздражаться (непереходной).
Наклонение глаголов (примеры):
Изъявительное: легко вообразили, дрессирует медведя, олицетворяла терпение.
Повелительное: познакомься с соседом, торжествуйте победу, восхищайся спектаклем.
Условное: наслаждался бы эффектом, поражался бы равнодушию, дрессировал бы медведя.